Посадки подшипников при этом режиме выбирают как для тяжелого режима работы независимо от интенсивности нагружения P/C. |
8. Зависимости для расчета динамической
эквивалентной нагрузки Р (ГОСТ 18855-94)
Конструктивная разновидность подшипника |
Динамическая эквивалентная нагрузка, Н |
№ зависимости |
Шариковый радиальный и радиально-упорный, роликовый радиально-упорный |
(39) |
|
Роликовый радиальный |
(при α = 0) |
(40) |
Шариковый и роликовый упорный |
(при α = 900) |
(41) |
Шариковый и роликовый упорно-радиальный |
(42) |
|
Примечание. В зависимостях (39) – (42) Fr,Fa – соответственно радиальная и осевая нагрузка, действующая на подшипниковый узел, Н; X, Y – коэффициенты соответственно радиальной и осевой нагрузки (табл. 9, 10); V – коэффициент вращения, V= 1, если внутреннее кольцо вращается относительно направления нагрузки Fr ,V= 1,2, если внутреннее кольцо неподвижно относительно направления нагрузки Fr ;a – угол контакта подшипника. |
9. Коэффициенты X и Y для роликовых
радиально-упорных подшипников (ГОСТ 18855-94)
Конструктивная разновидность подшипника |
Х |
У |
Х |
У |
е |
при |
при |
||||
Однорядный |
1 |
0 |
0,40 |
0,4 ctg α |
1,5 tg α |
Двухрядный |
1 |
0,45 ctg α |
0,67 |
0,67 ctg α |
1,5 tg α |
Динамическая грузоподъемность С зависит от геометрических и конструктивных параметров подшипников [6, 13].
Примеры применения установленных ГОСТ 3325-85 посадок подшипников качения в корпус и на вал приведены в табл. 11, 12.
Кроме посадок, ГОСТ 3325-85 предусматривает требования к точности размеров (табл. 13), точности взаимного расположения (табл. 14, 15), точности формы (табл. 16) и шероховатости поверхностей (табл. 17), сопрягаемых с подшипниками качения.
10. Коэффициенты Х и У для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (ГОСТ 18855-94)
Конструктивная разновидность подшипника |
Угол контакта α, град |
Относительная осевая нагрузка |
Х |
У |
Х |
У |
Х |
У |
Х |
У |
е |
для однорядного подшипника при |
для двухрядного подшипника при |
||||||||||
Радиальный подшипник |
0 |
0,014 0,028 0,056 0,084 0,110 0,170 0,280 0,420 0,560 |
1 |
0 |
0,56 |
2,30 1,99 1,71 1,55 1,45 1,31 1,15 1,04 1,00 |
1 |
0 |
0,56 |
2,30 1,99 1,71 1,55 1,45 1,31 1,15 1,04 1,00 |
0,19 0,22 0,26 0,28 0,30 0,34 0,38 0,42 0,44 |
Радиальноупорный подшипник |
12 |
0,014 0,029 0,057 0,086 0,110 0,170 0,290 0,430 0,570 |
1 |
0 |
0,45 |
1,81 1,62 1,46 1,34 1,22 1,13 1,04 1,01 1,00 |
1 |
2,08 1,84 1,69 1,52 1,39 1,30 1,20 1,16 1,16 |
0,74 |
2,94 2,63 2,37 2,18 1,98 1,84 1,69 1,64 1,62 |
0,30 0,34 0,37 0,41 0,45 0,48 0,52 0,54 0,54 |
26 |
– |
1 |
0 |
0,41 |
0,87 |
1 |
0,92 |
0,67 |
1,41 |
0,68 |
|
36 |
– |
1 |
0 |
0,37 |
0,66 |
1 |
0,66 |
0,60 |
1,07 |
0,95 |
|
* Cor – базовая статическая радиальная грузоподъемность, Н [6, 13]. |
11. Рекомендуемые посадки шариковых и роликовых подшипников на вал (ГОСТ 3325-85)
Условия, определяющие выбор посадки |
Диаметры отверстийподшипников, мм |
Примеры машин и подшипниковых узлов |
Рекомендуемые посадки |
||||
Вид нагружения внутреннего кольца |
Режим работы |
радиальных |
радиально-упорных |
||||
шариковых |
роликовых |
шариковых |
роликовых |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Местное (вал не вращается) |
Легкий или нормальный Р ≤ 0,07 С |
Подшипники всех диаметров |
Ролики ленточных транспортеров, конвейеров |
L0 / g6; L6 /g6 |
|||
Нормальный или тяжелый 0,07 С < Р ≤ 0,015 C |
Передние и задние колеса автомобилей и тракторов |
L0 / h6; L0 / g6; L0 / f7; L6 / h6;L6 / g6; L6 / f7; |
|||||
Блоки грузоподъемных машин, ролики рольгантов |
L0 / h6; L6 / h6 |
||||||
Циркуляционное (вал вращается) |
Легкий или нормальный 0,07 С < Р ≤ 0,15 C |
До 50 |
Шпиндели внутришлифовальных станков, электрошпиндели |
L5 / js5; L5 / h5; L4 / js5; L4 / h5; L2 / js4; L2 / h4; |
|||
Легкий или нормальный 0,07 С < Р ≤ 0,15 C |
До 40 |
До 40 |
До 100 |
До 40 |
Редукторы, коробки скоростей станков, коробки передач автомобилей и тракторов |
L0 / к6; L0 /js6; L6 /к6; L6 / js6; L5 / js5; L4 /js5; |
|
До 100 |
До 100 |
Св. 100 |
До 100 |
L0 / к6; L0 / js6; L6 / к6; L6 / js6; L5 / к5; L4 / к5; |
|||
До 250 |
L0 / m6; L6 / m6; |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Циркуляционное (вал вращается) |
Нормальный или тяжелый 0,07 С < Р ≤ 0,15 C |
До 100 |
До 40 |
До 100 |
До 100 |
Кривошипношатунные механизмы, шпиндели ме-таллорежущих станков, крупные редукторы |
L0 / к6; L0 / js6; L6 / к6; L6 / js6; L5 / к5; L4 / к5; |
|
Св. 100 |
До 100 |
Св. 100 |
До 180 |
L0 / m6; L6 / m6; L5 / m5; L4 / m5; L2 / m4 |
||||
– |
До 250 |
– |
До 250 |
L0 / p6; L0 / n6; L6 / p6; L6 / n6; L5 / n5;L4 / n5; |
||||
Тяжелая иударная нагрузка |
– |
Св. 50 до 140 |
– |
– |
Коленчатые валы двигателей, ходовые колеса мостовых кранов, ролики рольгангов тяжелых станов, вибраторы, грохоты, инерционные транспортеры |
L0 / n6; L0 / m6; L6 / n6;L6 / m6; |
||
– |
Св. 140 до 200 |
– |
– |
L0 / p6; L6 / p6; |
||||
– |
Св. 200 до 250 |
– |
– |
L0 / r7; L0 / r6; L6 / r7;L6 / r6; |
||||
Нагрузки осевые |
Подшипники всех диаметров |
Узлы с одинарными упорными подшипниками |
L0 / js6; L6 / js6; |
|||||
Узлы с двойными упорными подшипниками |
L0 / js6; L6 / js6; |
|||||||
Колебательное нагружение |
Нагрузка осевая и радиальная |
До 200 |
Узлы на упорных подшипниках со сферическими роликами |
L0 / к6; L6 / к6; |
||||
Св. 200 до 250 |
L0 / m6; L6 / m6; |
|||||||
Примечания: 1. Допускается при необходимости для узлов с упорными подшипниками вместо полей допусков js5, js6 использование полей допусков j5, j6 ограниченного применения. 2. Для двойных упорных подшипников с отверстием диаметром свыше 150 мм допускается использование посадок L0 / к6, L6 / к6. |
||||||||
12. Рекомендуемые посадки шариковых и роликовых подшипников в корпус (ГОСТ 3325-85)
Условия, определяющие выбор посадки |
Примеры машин и подшипниковых узлов |
Рекомендуемая посадка |
|
Вид нагружения наружного кольца |
Режим работы |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Циркуляционное (вращается корпус) |
Тяжелый при тонкостенных корпусах Р > 0,15 С |
Колеса автомобилей, тракторов, башенных кранов |
Р7/l0; Р7/l6; Р6/l5 |
Нормальный 0,07 С < Р ≤ 0,15 С |
Ролики ленточных транспортеров |
K7/l0, K7/l6, Js7/l0; Js7/l6 |
|
Нормальный или тяжелый 0,07 С < Р ≤ 0,15 С |
Передние колеса автомашин и тягачей. Ролики рольгангов, коленчатые валы, ходовые колеса мостовых и козловых кранов |
N7/l0; N7/l6; M7/l0, M7/l6 |
|
Местное (вращается вал) |
Нормальный или тяжелый (для точных узлов) 0,07 С < Р ≤ 0,15 С |
Шпиндели тяжелых металлорежущих станков |
М6/l5, М6/l4, К6/l5, К6/l4 |
Нормальный 0,07 С < Р ≤ 0,15 С |
Центробежные насосы, вентиляторы, центрифуги, шпиндели быстроходных металлорежущих станков, узлы с радиально-упорными шариковыми подшипниками |
Js7/l0, Js7/l6; Js6/l5, Js6/l4, |
|
Нормальный или тяжелый (перемещение вдоль оси отсутствует ) 0,07 С < Р ≤ 0,15 С |
Коробки передач, задние мосты автомобилей и тракторов. Подшипниковые узлы на конических роликовых подшипниках |
М7/l0, М7/l6, К7/l0, К7/l6, Js7/l0, Js7/l6 |
|
Нормальный или тяжелый Р > 0,15 С |
Узлы общего машиностроения, редукторы |
J7/l0, J7/l6, Н7/l0, Н7/l6 |
Окончание табл. 12
1 |
2 |
3 |
4 |
Местное (вращается вал) |
Легкий или нормальный Р ≤ 0,07 С |
Оборудование бытовой техники |
Js7/l0, Js7/l6, Js6/l5, Js6/l4, Н7/l0, Н7/l6, Н6/l5, Н6/l4 |
Местное или колебательное (вращается вал) |
Нормальный или тяжелый0,07 С < Р ≤ 0,15 С |
Шпиндели шлифовальных станков, коленчатые валы двигателей |
К6/l5, К6/l4, К5/l2, Js6/l5, Js6/l4, Js5/l2 |
Местное (вращается вал). Нагрузка исключительно осевая |
Нормальный 0,07 С < Р ≤ 0,15 С |
Все типы узлов с упорными подшипниками |
Н8/l0, Н8/l6 |
Тяжелый Р > 0,15 С |
Узлы с шариковыми упорными подшипниками |
Н9/l0, Н9/l6, Н8/l0, Н8/l6, Н6/l5, Н6/l4 |
|
Узлы с упорными подшипниками на конических роликах |
G7/l0, G7/l6, G6/l5, G6/l4 |
||
Местное (вращается вал) |
Тяжелый или нормальный 0,07 С < Р ≤ 0,15 С |
Узлы общего применения со сферическими упорными роликовыми подшипниками |
Js7/l0, Js7/l6 |
Циркуляционное (вращается корпус) |
Тяжелый Р > 0,15 С |
То же для тяжелых металлорежущих станков |
К7/l0, К7/l6 |
Примечания: 1. Допускается при необходимости вместо полей допусков Js6, Js7 использование полей допусков ограниченного примененияJ6, J7. 2. В случае разъемных корпусов посадки должны быть выбраны с зазором (поля допусков диаметров отверстий корпусов Н7, Н6, G7, G6). |
13. Требования к точности размеров вала и отверстия корпуса, сопрягаемых с подшипниками качения (ГОСТ 3325-85)
Квалитет |
Класс точности подшипника |
||
0, 6 |
5, 4 |
2 |
|
вала |
[6],7,8 |
[5] |
3, [4] |
отверстия |
[7],8,9 |
[6] |
4, [5] |
Примечание. В квадратных скобках указаны квалитеты валов и отверстий для основных типов соединений. |
14. Допускаемое торцовое биение заплечиков (выступов) валов и отверстий корпусных деталей при установке подшипников качения (ГОСТ 3325-85)
Номинальный диаметр, мм |
Классы точности подшипников |
||||
0 |
6 |
5 |
4 |
2 |
|
Допускаемое биение, мкм, не более |
|||||
Биение заплечиков вала |
|||||
Св. 10 до 18 Св. 18 до 30 Св. 30 до 50 Св. 50 до 80 Св. 80 до 120 Св. 120 до 180 Св. 180 до 250 Св. 250 до 315 Св. 315 до 400 |
18 21 25 30 35 40 46 52 57 |
11 13 16 19 22 25 29 32 36 |
5 6 7 8 10 12 14 16 18 |
3 4 4 5 6 8 10 – – |
2 2,5 2,5 3 4 5 7 – – |
Биение заплечиков отверстия в корпусе |
|||||
Св. 10 до 18 Св. 18 до 30 Св. 30 до 50 Св. 50 до 80 Св. 80 до 120 Св. 120 до 180 Св. 180 до 250 Св. 250 до 315 Св. 315 до 400 |
27 33 39 46 54 63 72 81 89 |
18 21 25 30 35 40 46 52 57 |
8 9 11 13 15 18 20 23 25 |
5 6 7 8 10 12 14 16 21 |
3 4 4 5 6 8 10 12 13 |
15. Допуски соосности поверхностей и допустимые углы взаимного перекоса колец подшипников (ГОСТ 3325-85)
Тип подшипника |
Допуск соосностипосадочных поверхностей вала, мкм |
Допустимый угол взаимного перекоса колец подшипника qmax, мин |
|
вала Æ Трв |
корпуса Æ Трк |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Радиальный однорядный шариковый с радиальным зазором: нормальным по седьмому ряду по восьмому ряду |
4,0 6,0 8,0 |
8,0 12,0 16,0 |
8 12 16 |
Радиально-упорный шариковый с углом контакта a: 12° 26° 36° |
3,0 2,4 2,0 |
6,0 4,8 4,0 |
6 5 4 |
Радиальный с цилиндрическими роликами: без модифицированного контакта с модифицированным контактом |
1,0 3,0 |
2,0 6,0 |
2 6 |
Конический с роликами: без модифицированного контакта с модифицированным контактом |
1,0 2,0 |
2,0 4,0 |
2 4 |
Упорный с цилиндрическими или коническими роликами |
0,5 |
1,0 |
1 |
Игольчатый роликовый: без модифицированного контакта с модифицированным контактом |
0,5 2,0 |
1,0 4,0 |
1 4 |
Шариковый радиальный сферический двухрядный |
6,0 |
12,0 |
4° |
Примечания: 1. Допуски соосности посадочных поверхностей Трв и Трк даны в диаметральном выражении относительно общей оси для посадочной поверхности (ширины подшипника) В = 10 мм. Если длина посадочной поверхности иная (например, В2), то для определения допуска соосности табличное значение следует умножить на В2 /10. 2. В чертежах вала и корпуса разрешается вместо соосности указывать допуски радиального биения. |
16. Допуски формы посадочных поверхностей валов и отверстий в корпусе
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.