 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					| Посадки подшипников при этом режиме выбирают как для тяжелого режима работы независимо от интенсивности нагружения P/C. | 
8. Зависимости для расчета динамической
эквивалентной нагрузки Р (ГОСТ 18855-94)
| Конструктивная разновидность подшипника | Динамическая эквивалентная нагрузка, Н | № зависимости | 
| Шариковый радиальный и радиально-упорный, роликовый радиально-упорный | 
 | (39) | 
| Роликовый радиальный | 
 | (40) | 
| Шариковый и роликовый упорный | 
 | (41) | 
| Шариковый и роликовый упорно-радиальный | 
 | (42) | 
| Примечание. В зависимостях (39) – (42) Fr,Fa – соответственно радиальная и осевая нагрузка, действующая на подшипниковый узел, Н; X, Y – коэффициенты соответственно радиальной и осевой нагрузки (табл. 9, 10); V – коэффициент вращения, V= 1, если внутреннее кольцо вращается относительно направления нагрузки Fr ,V= 1,2, если внутреннее кольцо неподвижно относительно направления нагрузки Fr ;a – угол контакта подшипника. | ||
9. Коэффициенты X и Y для роликовых
радиально-упорных подшипников (ГОСТ 18855-94)
| Конструктивная разновидность подшипника | Х | У | Х | У | е | 
| при
   | при
   | ||||
| Однорядный | 1 | 0 | 0,40 | 0,4 ctg α | 1,5 tg α | 
| Двухрядный | 1 | 0,45 ctg α | 0,67 | 0,67 ctg α | 1,5 tg α | 
Динамическая грузоподъемность С зависит от геометрических и конструктивных параметров подшипников [6, 13].
Примеры применения установленных ГОСТ 3325-85 посадок подшипников качения в корпус и на вал приведены в табл. 11, 12.
Кроме посадок, ГОСТ 3325-85 предусматривает требования к точности размеров (табл. 13), точности взаимного расположения (табл. 14, 15), точности формы (табл. 16) и шероховатости поверхностей (табл. 17), сопрягаемых с подшипниками качения.
 10. Коэффициенты Х и У для шариковых радиальных
и радиально-упорных подшипников (ГОСТ 18855-94)
10. Коэффициенты Х и У для шариковых радиальных
и радиально-упорных подшипников (ГОСТ 18855-94)
| Конструктивная разновидность подшипника | Угол контакта α, град | Относительная осевая нагрузка | Х | У | Х | У | Х | У | Х | У | е | 
| для однорядного подшипника при | для двухрядного подшипника при | ||||||||||
| 
 | 
 | 
 | 
 | ||||||||
| Радиальный подшипник | 0 | 0,014 0,028 0,056 0,084 0,110 0,170 0,280 0,420 0,560 | 1 | 0 | 0,56 | 2,30 1,99 1,71 1,55 1,45 1,31 1,15 1,04 1,00 | 1 | 0 | 0,56 | 2,30 1,99 1,71 1,55 1,45 1,31 1,15 1,04 1,00 | 0,19 0,22 0,26 0,28 0,30 0,34 
 0,42 0,44 | 
| Радиальноупорный подшипник | 12 | 0,014 0,029 0,057 0,086 0,110 0,170 0,290 0,430 0,570 | 1 | 0 | 0,45 | 1,81 1,62 1,46 1,34 1,22 1,13 1,04 1,01 1,00 | 1 | 2,08 1,84 1,69 1,52 1,39 1,30 1,20 1,16 1,16 | 0,74 | 2,94 2,63 2,37 2,18 1,98 1,84 1,69 1,64 1,62 | 0,30 0,34 0,37 0,41 0,45 0,48 0,52 0,54 0,54 | 
| 26 | – | 1 | 0 | 0,41 | 0,87 | 1 | 0,92 | 0,67 | 1,41 | 0,68 | |
| 36 | – | 1 | 0 | 0,37 | 0,66 | 1 | 0,66 | 0,60 | 1,07 | 0,95 | |
| * Cor – базовая статическая радиальная грузоподъемность, Н [6, 13]. | |||||||||||
 11. Рекомендуемые посадки
шариковых и роликовых подшипников на вал (ГОСТ 3325-85)
11. Рекомендуемые посадки
шариковых и роликовых подшипников на вал (ГОСТ 3325-85)
| Условия, определяющие выбор посадки | Диаметры отверстийподшипников, мм | Примеры машин и подшипниковых узлов | Рекомендуемые посадки | ||||
| Вид нагружения внутреннего кольца | Режим работы | радиальных | радиально-упорных | ||||
| шариковых | роликовых | шариковых | роликовых | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 
| Местное (вал не вращается) | Легкий или нормальный Р ≤ 0,07 С | Подшипники всех диаметров | Ролики ленточных транспортеров, конвейеров | 
 | |||
| Нормальный или тяжелый 0,07 С < Р ≤ 0,015 C | Передние и задние колеса автомобилей и тракторов | L0 / h6; L0 / g6; L0 / f7; L6 / h6;L6 / g6; L6 / f7; | |||||
| Блоки грузоподъемных машин, ролики рольгантов | L0 / h6; L6 / h6 | ||||||
| Циркуляционное (вал вращается) | Легкий или нормальный 0,07 С < Р ≤ 0,15 C | До 50 | Шпиндели внутришлифовальных станков, электрошпиндели | L5 / js5; L5 / h5; L4 / js5; L4 / h5; L2 / js4; L2 / h4; | |||
| Легкий или нормальный 0,07 С < Р ≤ 0,15 C | До 40 | До 40 | До 100 | До 40 | Редукторы, коробки скоростей станков, коробки передач автомобилей и тракторов | L0 / к6; L0 /js6; L6 /к6; L6 / js6; L5 / js5; L4 /js5; | |
| До 100 | До 100 | Св. 100 | До 100 | L0 / к6; L0 / js6; L6 / к6; L6 / js6; L5 / к5; L4 / к5; | |||
| До 250 | L0 / m6; L6 / m6; | ||||||
 Окончание табл. 11
Окончание табл. 11| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
| Циркуляционное (вал вращается) | Нормальный или тяжелый 0,07 С < Р ≤ 0,15 C | До 100 | До 40 | До 100 | До 100 | Кривошипношатунные механизмы, шпиндели ме-таллорежущих станков, крупные редукторы | L0 / к6; L0 / js6; L6 / к6; L6 / js6; L5 / к5; L4 / к5; | |
| Св. 100 | До 100 | Св. 100 | До 180 | L0 / m6; L6 / m6; L5 / m5; L4 / m5; L2 / m4 | ||||
| – | До 250 | – | До 250 | L0 / p6; L0 / n6; L6 / p6; L6 / n6; L5 / n5;L4 / n5; | ||||
| Тяжелая иударная нагрузка | – | Св. 50 до 140 | – | – | Коленчатые валы двигателей, ходовые колеса мостовых кранов, ролики рольгангов тяжелых станов, вибраторы, грохоты, инерционные транспортеры | L0 / n6; L0 / m6; L6 / n6;L6 / m6; | ||
| – | Св. 140 до 200 | – | – | 
 | ||||
| – | Св. 200 до 250 | – | – | L0 / r7; L0 / r6; L6 / r7;L6 / r6; | ||||
| Нагрузки осевые | Подшипники всех диаметров | Узлы с одинарными упорными подшипниками | L0 / js6; L6 / js6; | |||||
| Узлы с двойными упорными подшипниками | L0 / js6; L6 / js6; | |||||||
| Колебательное нагружение | Нагрузка осевая и радиальная | До 200 | Узлы на упорных подшипниках со сферическими роликами | L0 / к6; L6 / к6; | ||||
| Св. 200 до 250 | L0 / m6; L6 / m6; | |||||||
| Примечания: 1. Допускается при необходимости для узлов с упорными подшипниками вместо полей допусков js5, js6 использование полей допусков j5, j6 ограниченного применения. 2. Для двойных упорных подшипников с отверстием диаметром свыше 150 мм допускается использование посадок L0 / к6, L6 / к6. | ||||||||
 
 
12. Рекомендуемые посадки шариковых и роликовых подшипников в корпус (ГОСТ 3325-85)
| Условия, определяющие выбор посадки | Примеры машин и подшипниковых узлов | Рекомендуемая посадка | |
| Вид нагружения наружного кольца | Режим работы | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 
| Циркуляционное (вращается корпус) | Тяжелый при тонкостенных корпусах Р > 0,15 С | Колеса автомобилей, тракторов, башенных кранов | Р7/l0; Р7/l6; Р6/l5 | 
| Нормальный 0,07 С < Р ≤ 0,15 С | Ролики ленточных транспортеров | K7/l0, K7/l6, Js7/l0; Js7/l6 | |
| Нормальный или тяжелый 0,07 С < Р ≤ 0,15 С | Передние колеса автомашин и тягачей. Ролики рольгангов, коленчатые валы, ходовые колеса мостовых и козловых кранов | N7/l0; N7/l6; M7/l0, 
 | |
| Местное (вращается вал) | Нормальный или тяжелый (для точных узлов) 0,07 С < Р ≤ 0,15 С | Шпиндели тяжелых металлорежущих станков | М6/l5, М6/l4, К6/l5, К6/l4 | 
| Нормальный 0,07 С < Р ≤ 0,15 С | Центробежные насосы, вентиляторы, центрифуги, шпиндели быстроходных металлорежущих станков, узлы с радиально-упорными шариковыми подшипниками | Js7/l0, Js7/l6; Js6/l5, Js6/l4, | |
| Нормальный или тяжелый (перемещение вдоль оси отсутствует ) 0,07 С < Р ≤ 0,15 С | Коробки передач, задние мосты автомобилей и тракторов. Подшипниковые узлы на конических роликовых подшипниках | М7/l0, М7/l6, К7/l0, К7/l6, Js7/l0, Js7/l6 | |
| Нормальный или тяжелый Р > 0,15 С | Узлы общего машиностроения, редукторы | J7/l0, J7/l6, Н7/l0, Н7/l6 | |

Окончание табл. 12
| 1 | 2 | 3 | 4 | 
| Местное (вращается вал) | Легкий или нормальный Р ≤ 0,07 С | Оборудование бытовой техники | Js7/l0, Js7/l6, Js6/l5, Js6/l4, Н7/l0, Н7/l6, Н6/l5, Н6/l4 | 
| Местное или колебательное (вращается вал) | Нормальный или тяжелый0,07 С < Р ≤ 0,15 С | Шпиндели шлифовальных станков, коленчатые валы двигателей | К6/l5, К6/l4, К5/l2, Js6/l5, Js6/l4, Js5/l2 | 
| Местное (вращается вал). Нагрузка исключительно осевая | Нормальный 0,07 С < Р ≤ 0,15 С | Все типы узлов с упорными подшипниками | Н8/l0, Н8/l6 | 
| Тяжелый Р > 0,15 С | Узлы с шариковыми упорными подшипниками | 
 | |
| Узлы с упорными подшипниками на конических роликах | G7/l0, G7/l6, G6/l5, G6/l4 | ||
| Местное (вращается вал) | Тяжелый или нормальный 0,07 С < Р ≤ 0,15 С | Узлы общего применения со сферическими упорными роликовыми подшипниками | Js7/l0, Js7/l6 | 
| Циркуляционное (вращается корпус) | Тяжелый Р > 0,15 С | То же для тяжелых металлорежущих станков | К7/l0, К7/l6 | 
| Примечания: 1. Допускается при необходимости вместо полей допусков Js6, Js7 использование полей допусков ограниченного примененияJ6, J7. 2. В случае разъемных корпусов посадки должны быть выбраны с зазором (поля допусков диаметров отверстий корпусов Н7, Н6, G7, G6). | |||
13. Требования к точности размеров вала и отверстия корпуса, сопрягаемых с подшипниками качения (ГОСТ 3325-85)
| Квалитет | Класс точности подшипника | ||
| 0, 6 | 5, 4 | 2 | |
| вала | [6],7,8 | [5] | 3, [4] | 
| отверстия | [7],8,9 | [6] | 4, [5] | 
| Примечание. В квадратных скобках указаны квалитеты валов и отверстий для основных типов соединений. | |||
14. Допускаемое торцовое биение заплечиков (выступов) валов и отверстий корпусных деталей при установке подшипников качения (ГОСТ 3325-85)
| Номинальный диаметр, мм | Классы точности подшипников | ||||
| 0 | 6 | 5 | 4 | 2 | |
| Допускаемое биение, мкм, не более | |||||
| Биение заплечиков вала | |||||
| Св. 10 до 18 Св. 18 до 30 Св. 30 до 50 Св. 50 до 80 Св. 80 до 120 Св. 120 до 180 Св. 180 до 250 Св. 250 до 315 Св. 315 до 400 | 18 21 25 30 35 40 46 52 57 | 11 13 16 19 22 25 29 32 36 | 5 6 7 8 10 12 14 16 18 | 3 4 4 5 6 8 10 – – | 2 2,5 2,5 3 4 5 7 – – | 
| Биение заплечиков отверстия в корпусе | |||||
| Св. 10 до 18 Св. 18 до 30 Св. 30 до 50 Св. 50 до 80 Св. 80 до 120 Св. 120 до 180 Св. 180 до 250 Св. 250 до 315 Св. 315 до 400 | 27 33 39 46 54 63 72 81 89 | 18 21 25 30 35 40 46 52 57 | 8 9 11 13 15 18 20 23 25 | 5 6 7 8 10 12 14 16 21 | 3 4 4 5 6 8 10 12 13 | 
15. Допуски соосности поверхностей и допустимые углы взаимного перекоса колец подшипников (ГОСТ 3325-85)
| Тип подшипника | Допуск соосностипосадочных поверхностей вала, мкм | Допустимый угол взаимного перекоса колец подшипника qmax, мин | |
| вала Æ Трв | корпуса Æ Трк | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 
| Радиальный однорядный шариковый с радиальным зазором: нормальным по седьмому ряду по восьмому ряду | 4,0 6,0 8,0 | 8,0 12,0 16,0 | 8 12 16 | 
| Радиально-упорный шариковый с углом контакта a: 12° 26° 36° | 3,0 2,4 2,0 | 6,0 4,8 4,0 | 6 5 4 | 
| Радиальный с цилиндрическими роликами: без модифицированного контакта с модифицированным контактом | 1,0 3,0 | 2,0 6,0 | 2 6 | 
| Конический с роликами: без модифицированного контакта с модифицированным контактом | 1,0 2,0 | 2,0 4,0 | 2 4 | 
| Упорный с цилиндрическими или коническими роликами | 0,5 | 1,0 | 1 | 
| Игольчатый роликовый: без модифицированного контакта с модифицированным контактом | 0,5 2,0 | 1,0 4,0 | 1 4 | 
| Шариковый радиальный сферический двухрядный | 6,0 | 12,0 | 4° | 
| Примечания: 1. Допуски соосности посадочных поверхностей Трв и Трк даны в диаметральном выражении относительно общей оси для посадочной поверхности (ширины подшипника) В = 10 мм. Если длина посадочной поверхности иная (например, В2), то для определения допуска соосности табличное значение следует умножить на В2 /10. 2. В чертежах вала и корпуса разрешается вместо соосности указывать допуски радиального биения. | |||
 16. Допуски формы посадочных поверхностей  валов и отверстий в корпусе
16. Допуски формы посадочных поверхностей  валов и отверстий в корпусе
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.