курсовой работы по метрологии, стандартизации и сертификации студента заочно-вечернего факультета
Пояснительная записка на с, в том числе рис., листа чертежей.
Ульяновский государственный технический университет, 2005г.
В курсовой работе выбраны и назначены посадки методом аналогии в соединениях: вращающегося вала Ø25 с шарикоподшипником, шарикоподшипника Ø62 с неподвижным корпусом, штифта Ø5 с валом.
На чертежах изображены схемы полей допусков данных сопряжений.
Выполнен чертеж вала.
Для измерения вала выбрано средство измерения микрометр МК-50.
Для заданных в соответствии с вариантом соединений рассчитаны: посадка с натягом Ø 50, посадки подшипника качения: подшипника с валом Ø45, подшипника с корпусом Ø85 .
Для шпоночного соединения выбраны посадки сопряжений: шпонки с пазом вала и пазом втулки , а также назначены посадки сопряжения вала с втулкой.
Для шлицевого соединения выбран метод центрирования (по боковым поверхностям зубьев) в соответствии с условиями эксплуатации, а также назначены посадки по b-.
Введение……………………………………………………………………………..5
1. Расчет и выбор посадок гладких цилиндрических соединений………………..6
1.1. Выбор посадок методом аналогии………………………………………6
1.2. Расчет посадки с натягом………………………………………………...9
1.3. Расчет посадки подшипника качения………………………………….13
2. Выбор средств измерения и контроля…………………………………………..15
3. Выбор допусков и посадок сложных соединений……………………………...17
3.1. Выбор посадок для шпоночного соединения…………………………..19
3.2. Выбор метода центрирования и посадок для шлицевого соединения..17
Библиографический список……………………………………………………….21
При проектировании и усовершенствовании изделий, а также при изготовлении готовой продукции главными критериями работы являются: потребность в данных изделиях, а также что не менее значимо – качество выпускаемой продукции. В связи с появлением рыночной экономики, которая подразумевает конкуренцию - качество продукции выходит на первое место. Последнее невозможно без применения стандартов, которые регламентируют: точность размеров геометрической формы, расположения и шероховатость поверхностей.
В связи, с выше изложенным, в данной курсовой работе рассматриваются вопросы метрологии, стандартизации и сертификации различных соединений, а также выбор средств измерения и контроля.
1. Расчет и выбор посадок гладких цилиндрических соединений
1.1. Выбор посадок методом аналогии
1.1.1. Соединение вала с шарикоподшипником.
В соединении ( 5 и 6 ) необходимо обеспечить относительно неподвижное соединение вала с внутренним кольцом шарикоподшипника, т.к. в данном случае внутреннее кольцо шарикоподшипника циркуляционно нагружено и его необходимо монтировать с натягом.
Натяг исключает возможность обкатки и проскальзывания кольца по посадочной поверхности вала в процессе работы.
Назначаем гарантированную посадку с натягом в системе отверстия.
Ø25.
Рис. 1. Схема расположения полей допусков посадки Ø25
Предельные размеры отверстия
= 25 мм;
= 25+(-0,010) = 24,990 мм;
Допуск отверстия
= 0,010мм.
Предельные размеры вала:
= 25+0,015= 25,015мм;
= 25+0,002 = 25,002 мм;
Допуск вала
= 25,015-25,002 = 0,013мм.
Максимальный натяг
= 24,990 – 25,015 = 0,025мм;
Минимальный натяг
= 225 –25,002 = 0,002мм;
Допуск посадки
= 0,010+ 0,013= 0,023мм.
Наиболее вероятный размер отверстия при нормальном законе распределения размеров отверстий равен среднему размеру Dm:
Dвер = Dm = (Dmax + Dmin) / 2 = (25 + 24,990) / 2 = 24,995 мм.
Наиболее вероятный размер вала при нормальном законе распределения размеров вала равен среднему размеру dm:
Dвер = dm = (dmax + dmin) / 2 = (25,015 + 25,002) / 2 = 25,0085 мм.
Так как Dвер < dвер, посадка Æ 25L0/k6 является посадкой с преимущественным (вероятным) натягом Nвер:
Nвер = dвер – Dвер = 25.0085 – 24.995 = 0,0135 мм.
1.1.2. Соединение наружного кольца шарикоподшипника с корпусом
В соединении ( 6 и 10 ) необходимо обеспечить относительно неподвижное соединение наружного кольца шарикоподшипника с корпусом, т.к. в данном случае наружное кольцо шарикоподшипника нагружено местно, выбираем переходную посадку.
Ø62
Рис. 2. Схема расположения полей допусков посадки Ø62
Предельные размеры отверстия:
= 62 + 0,030 = 62.030 мм;
= 62 + 0 = 62 мм;
Допуск отверстия
= = 62.030– 62 = 0,030 мм.
Предельные размеры вала:
= 62 – 0= 62 мм;
= 62 – 0,013= 62,987 мм;
Допуск вала
= = 62 – 62,987 = 0,013мм.
Посадка:
= = 62.030 – 62,987= 0,043мм;
= 62 – 62 =0 мм;
Допуск посадки
= 0,030+ 0,013= 0,043 мм;
Наиболее вероятный размер отверстия при нормальном законе распределения размеров отверстий равен среднему размеру Dm:
Dвер = Dm = (Dmax + Dmin) / 2 = (62.030 + 62) / 2 = 62.015 мм.
Наиболее вероятный размер вала при нормальном законе распределения размеров вала равен среднему размеру dm:
dвер = dm = (dmax + dmin) / 2 = (62 + 61.987) / 2 = 61.9935 мм.
Так как Dвер > dвер, посадка Æ 62H7/l0 является посадкой с вероятным зазором Sвер:
Sвер = Dвер – dвер = 62.015 – 61.9935 = 0,0215 мм.
1.1.3. Соединение штифта с валом.
В данном соединении необходимо обеспечить гарантированный натяг.
Выбираем посадку в системе вала с натягом Ø5.
Рис. 3. Схема расположения полей допусков посадки Ø5
Предельные размеры отверстия:
= 5+(-0.004) = 4.996 мм;
= 5+(-0.016)=4.984 мм;
Допуск отверстия
= 4.996 – 4.984 = 0.012 мм.
Предельные размеры вала:
= 5 + 0,012 = 5,012 мм;
= 5 + 0,004 = 5,004 мм;
Допуск вала
= 5,012 - 5,004 = 0,008мм.
Посадка:
= 5,012 – 4,984 = 0,028мм;
= 5,004 - 4,996 = 0,008 мм;
Допуск посадки
= 0,012+0,008= 0,020 мм;
Наиболее вероятный размер отверстия при нормальном законе распределения размеров отверстий равен среднему размеру Dm:
Dвер = Dm = (Dmax + Dmin) / 2 = (4,996 + 4,984) / 2 = 4,990 мм.
Наиболее вероятный размер вала при нормальном законе распределения размеров вала равен среднему размеру dm:
dвер = dm = (dmax + dmin) / 2 = (5,012 + 5,004) / 2 = 5,008 мм.
Так как Dвер < dвер, посадка Æ 5N7/m6 является посадкой с вероятным натягом Nвер:
Nвер = dвер – Dвер = 5.008 – 4.990 = 0,018 мм.
|
Исходные данные:
Номинальный диаметр соединения D, d = 50 мм;
Диаметр отверстия полого вала D1 = 20 мм;
Наружный диаметр втулки d2 = 90 мм;
Длина соединения = 75 мм;
Материал втулки Чугун СЧ 28;
Материал вала Сталь 45;
Воспринимаемая нагрузка:
Крутящий момент М = 500 Нм;
Шероховатость поверхностей:
вала = 7 мкм, втулки = 8 мкм;
Метод сборки – механическая запрессовка без смазки
Расчет натяга
Модуль упругости материала
Чугун СЧ 28 ЕD =1,5105 МПа
Сталь 45 Еd=2,1105 МПа;
Предел текучести
Чугун СЧ 28 ;
Сталь 45 (нормализованная)
Коэффициент Пуассона
.
. температура рабочего пространства при сборке tсб = 20 °C; рабочая
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.