– нормы кинематической точности;
– нормы плавности работы;
– нормы контакта зубьев.
Кинематическая точность определяет степень согласованности углов поворота ведущего и ведомого колес передачи. Нормам кинематической точности особое значение придают в ответственных механизмах, например, в делительных передачах управляющих и следящих систем.
Плавность работы ограничивает погрешности, многократно повторяющиеся за один оборот ЗК. Нормы плавности работы имеют наибольшее значение в скоростных передачах, когда предъявляют требование бесшумной работы передачи и отсутствию вибраций при больших окружных скоростях ЗК (до 60 м/с) и большой передаваемой мощности (до 40 МВт) [3].
Контакт зубьевопределяет величину и расположение области прилегания боковых поверхностей зубьев сопряженных колес в передаче, что очень важно для силовых тяжелонагруженных передач, работающих с невысокими скоростями без реверсирования. Примером могут служить ЗП грузоподъемных механизмов.
Нормы бокового зазора характеризуют требования к таким параметрам колес и передач, которые влияют на зазор по нерабочим профилям ЗК в передаче. Независимо от степени точности ЗК и ЗП установлены шесть видов сопряжений ЗК в передаче Н, Е, D, С, B, Aи восемь видов допуска на боковой зазор, обозначаемых в порядке его возрастания буквами: h, d, c, b, a, z, y, x. Эти нормы важны для передач, работающих в тяжелых тепловых условиях, при большей загруженности, для реверсивных передач.
Передачи, к которым не предъявляют особых требований по нормам точности, относят к передачам общего назначения.
6.2. ОБОЗНАЧЕНИЕ ТОЧНОСТИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС И ПЕРЕДАЧ
Точность ЗК и ЗП задают степенями точности по нормам кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев, видом сопряжения и видом допуска бокового зазора в последовательности, указанной на рис. 36, а. Возможно, краткое обозначение точности ЗК и ЗП (рис. 36, б) в том случае, когда степени точности по всем трем нормам одинаковы и виду сопряжения соответствует вид допуска на боковой зазор, обозначаемый той же буквой. Наиболее часто используют промежуточные варианты обозначения, например, 8-7-6-B ГОСТ 1643-81. При необходимости в обозначениях ЗК и ЗП указывают класс отклонений межосевого расстояния и соответствующий боковой зазор, например, 8-7-6-Са/V-128, ГОСТ 1643-81. В том случае, когда по одной из норм точности степень точности конструктор не устанавливает, в обозначении указывают букву N вместо номера этой степени, например, 8-N-6-B ГОСТ 1643-81.
6.3. ВЫБОР СТЕПЕНИ ТОЧНОСТИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС И ПЕРЕДАЧ
Степень точности ЗК и ЗП устанавливают в зависимости от требований к кинематической точности, плавности работы, передаваемой мощности, а также окружной скорости ЗК, выполняя соответствующие расчеты (расчет угла рассогласования вращения ведущего и ведомого ЗК для определения степени кинематической точности, расчет динамики передачи для определения степени точности по нормам плавности, расчет на прочность и долговечность для определения степени точности по нормам контакта), или руководствуясь рекомендациями [4] (табл. 44).
Степень точности |
Условия работы и применения ЗК |
Окружная скорость, м/с |
|
прямозубные колеса |
непрямозубные колеса |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
ЗК передач с особо прецизионной согласованностью вращения* или работающих при особо высоких скоростях с наибольшей плавностью и бесшумностью; ЗК особо прецизионных механизмов, особо высокоскоростных передач (турбинных); измерительные колеса для контроля ЗК 5, 6 степени точности |
Св. 40 |
Св. 75 |
4 |
ЗК для особо прецизионных делительных механизмов*, передач, работающих при весьма высоких скоростях и требующих наибольшей плавности и бесшумности**, особо прецизионных механизмов, высокоскоростных турбинных передач; измерительные колеса для ЗК 7 степени точности |
Св. 35 |
Св. 70 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ЗК для прецизионных делительных механизмов*, передач, работающих при высоких скоростях, требующих высокой плавности и бесшумности**, прецизионных механизмов, турбинных передач; измерительные колеса для ЗК 8, 9 степени точности |
Св. 20 |
Св. 40 |
6 |
ЗК при высоких требованиях к плавности работы передач на высоких скоростях, требующих наиболее высокого КПД и бесшумности**; ЗК делительных механизмов*; особо ответственные ЗК передач автомобилей и самолетов, особо точных отсчетных передач |
До 15 |
До 30 |
7 |
ЗК передач, работающих при повышенных скоростях и умеренных мощностях или наоборот**; ЗК механизмов металлорежущих станков, требующих согласованности движений*; ЗК скоростных передач автомобилей и самолетов, отсчетные передачи |
До 10 |
До 15 |
8 |
ЗК передач, не требующих особой точности (общее машиностроение); ЗК передач металлорежущих станков, не входящие в делительные цепи; ЗК неответственных передач автомобилей и самолетов, грузоподъемных механизмов, ответственных передач сельскохозяйственных машин, редукторов нормальной точности |
До 6 |
До 10 |
9 |
ЗК передач, к которым не предъявляют особых требований; ненагруженные передачи, выполняемые по конструктивным соображениям большими, чем следует из расчета |
До 2 |
До 4 |
* – Степень точности по нормам плавности может быть на одну степень грубее. ** – Степень норм кинематической точности может быть на одну степень грубее. |
При назначении степеней точности используют принцип комбинированиянорм точности, позволяющий для конкретной передачи, в зависимости от ее назначения, установить различные степени точности по нормам кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев. Комбинирование норм позволяет установить более высокую точность для основных, определяющих служебное назначение (см. п. 6.2), норм точности и менее высокую – для остальных норм.
В соответствии с этим принципом нормы плавности работы ЗК и ЗП не могут быть более чем на две степени точнее или на одну степень грубее норм кинематической точности; нормы контакта зубьев не могут быть грубее норм плавности (за исключением передач с коэффициентом осевого перекрытия εβ ≤ 1,25, для которых нормы контакта могут быть на одну степень
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.