Алгоритм и его свойства. Способы записи алгоритмов. Блок-схема алгоритма. Интерфейс программы «конструктор блок-схем». Линейная структура алгоритма. Ввод, вывод данных, операция присваивания, страница 6

III.  Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний.

На экране представлено условие задачи: «Составить схему алгоритма для нахождения периметра и площади прямоугольника заданного своими сторонами».

Ученикам предлагается  составить план действий для решения задачи.

(на экране схема в блоках команды написаны на естественном языке).

IV.  Этап усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы.

Задается вопрос:

-  Если мы дадим этот алгоритм компьютеру на выполнение, то ничего у нас не получится. Почему? Что же нам делать?

Варианты ответов:

-  Потому, что компьютер понимает «свой» язык. Например, язык «Конструктора блок-схем».

Для построения блок-схемы на языке «Конструктора блок-схем» на данном этапе урока еще раз повторяется понятие переменной и способы задания значений переменной (на слайде), блоки ввода и вывода, а также повторяются арифметические операции и правила записи арифметических выражений.  На экране блок-схема решения задачи.

Далее задаются вопросы:

-  Сколько раз выполняется каждый блок?

-  Блоки идут в четкой последовательности один за другим?

Таким образом, подходим к определению линейной алгоритмической структуры (определение на экране). Затем рассматривается пример на стр. 11 рабочей тетради.

V.  Этап закрепления полученных знаний

1.  Дополнить шаблон блок-схемы  задание 1 на стр. 11 рабочей тетради, а затем попробовать создать эту схему в «Конструкторе блок-схем».

2.   Протестировать схему, используя таблицу результатов.

3.  Выполнить самостоятельно задание 2 на стр. 12 рабочей тетради. При выполнении этого задания важно еще раз обратить внимание учащихся на операцию а:=а*а. Если в математике данное выражение не имеет смысла, то в информатике оно означает, что значение переменной а изменится в а раз.

4.  Самостоятельная работа

Ученикам предлагается самостоятельно оставить блок-схему для одной из задач (на усмотрение учителя) со стр. 12 рабочей тетради. Можно использовать дифференцированный подход. Ученик может сам выбрать решение одной задачи на «3», двух – на «4», трех – на «5». Результаты работы сохраняются в виде файла в личных папках учеников.

VI.  Инструктаж по выполнению домашнего задания

Домашнее задание выбирается  учителем (стр 12 рабочей тетради). Можно использовать дифференцированный подход: предложить учащимся решение трех задач на «5», двух на «4», и одной на «3». Домашнее задание приносится на электронных носителях.

VII.  Подведение итогов


Урок 4

Ветвление. Составление алгоритмов с условиями

Цели урока:

образовательные:

Формировать представление об алгоритмах, содержащих условия.

Учить различать полную и неполную формы ветвления.

Вырабатывать навыки их разработки

развивающие:

Развить представление учащихся об алгоритмах, логическое мышление, навыки работы на компьютере, умение выделять условие в задачах.

воспитывающие:

Воспитывать интерес к предмету, ответственность, самостоятельность.

Тип урока: комбинированный

Программное обеспечение урока: ОС Windows 98 и выше, программа «Конструктор блок-схем»

Методическое обеспечение урока: рабочая тетрадь, мультимедийная презентация

п/п

этап

Время, мин

I.   

Оргмомент

1

II.   

Этап контроля полученных ранее знаний. (Самостоятельная работа)

10

III.   

Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний.

2

IV.   

Этап усвоения новых знаний.

10

V.   

Этап закрепления полученных знаний

15

VI.   

Инструктаж по выполнению домашнего задания

1

VII.   

Подведение итогов

1