Развитие общественного транспорта в городе Магнитогорске в 1930-е – июнь 1941 гг., страница 35

Постоянно увеличивалось количество трамвайных поездов. Так, к 1937 году их количество достигло 12-13 моторных и 20 прицепных[242]. К существующим вагонам Наркомат коммунального хозяйства РСФСР выделил еще один трамвайный моторный вагон и два прицепных, которые вступили в эксплоатацию в июле-августе 1939 года[243]. За несколько лет, уже к 1941 году, в городе Магнитогорске на линиях трамвайного сообщения курсировали 32 вагона из 36 единиц[244]. Ввиду постоянно растущего потока населения в городе, увеличение количества трамвайных поездов было недостаточным. Об этом свидетельствуют заметки «Магнитогорского рабочего». В одной из них можно встретить следующую запись: «После долгих препирательств с пассажирами, кондуктор, наконец, дает отправление. Большая часть пассажиров остается на остановке  - до следующего или третьего трамвая. На работу им придется опоздать….». Особо остро проблема пассажирских перевозок возникала в, так называемые, часы «пик», то есть перед началом и после работы[245]. Не только недостаточное количество трамвайных вагонов лежало в основе вопроса, но и срыв графика из-за ремонта трамвайных поездов, схода поездов и т.д. Последняя проблема решалась по мере возникновения вопроса о ремонте того или иного участка трамвайного пути или вагона. Так, например, в апреле 1938 года, активно шла работа по ремонту линии Березки – Ежовка. Движение на время ремонта останавливалось, что вызывало сложности для передвижения пассажиров[246].  Вопрос об увеличении количества стал решаться уже в послевоенное время.

Строительство трамвайных линий, оборудование депо и вагонов сопровождалось организацией культурной жизни работников трамвайного сообщения. Так, в 1937 году трамвайщикам был отдан клуб Щитового городка. При клубе была организована библиотека. Последняя, в свою очередь, имела небольшое количество книг. Помощь в организации культурно-массовой работы оказывал профсоюз города[247]. Ежегодно работники трамвайных линий силами кружков художественной самодеятельности занимались организацией различного рода концертов. Так, например, в день Красной Армии и Флота в 1938 году было проведено концертное мероприятие. В нем участвовали рабочие трамвайного сообщения: Шаронов, Куранов, Коробейников и другие[248]. Также в репертуар работников трамвая часто входила и постановка пьес. Например, в июне 1938 года драматический коллектив клуба в целях обслуживания избирательной компании приготовил постановку пьесы А.Чехова «Юбилей». Кроме того, клуб имел свой оркестр, руководителем которого был товарищ Куликов[249]. Однако клуб трамвайщиков неоднократно обвиняли в отсутствии должного отношения к подобным мероприятиям. Основная проблема была связана с тем, что клуб нуждался в дооборудовании, но администрация трамвайного управления во главе с начальником Вовк не уделяла данному вопросу особого внимания[250].

Таким образом, за период с 1935 года по 1941 год был сделан значительный прогресс в разрешении вопроса пассажирских перевозок в городе за счет введения в эксплуатацию трамвайного сообщения.

Отдельной строкой стоит выделить особенности появления и развития трамвайного сообщения. Одной из особенностей является значение внешнего фактора в становлении трамвайного сообщения. Именно благодаря органам власти в Магнитогорске появляется и развивается трамвайное сообщение. Здесь стоит отметить, что именно Наркомат коммунального хозяйства страны определил, что Магнитогорск станет одним из нескольких трамвайных городов. Москва  неоднократно оказывала помощь в строительстве трамвайных линий и баз для ее обслуживания, а именно: проверка проектов расположения трамвайных линий, выделение трамвайных поездов и вагонов, материалов для осуществления ремонтных работ. Кроме того, сыграл свою роль внутренний фактор, который становится стимулом развития трамвайного сообщения. Стоит выделить два аспекта. С одной стороны, большую роль сыграл демографический рост народонаселения города за счет пребывающей рабочей силы. Это, в свою очередь, вызывало усиление проблемы транспортных коммуникаций, связанной со своевременным прибытием жителей на работу и передвижением между отдельными районами города. С другой стороны, отсутствие конкурента для трамвайного передвижения. Гужевое сообщение, автобусное движение и железнодорожный транспорт в полной мере не могли справиться с пассажиропотоком в отсутствии трамвайных линий.