Развитие общественного транспорта в городе Магнитогорске в 1930-е – июнь 1941 гг., страница 14

Первые автомобили в строящемся Магнитогорске появились одновременно с первыми строителями города. В 1930 году автопарк Магнитстроя насчитывал около 100 автомобилей, в основном грузовых. В 1937 году количество автомобилей уже составляло 650 единиц, 8 из которых принадлежали лучшим стахановцам города[67].

В функции  транспорта входила не только транспортировка грузов, но и перевозка людей от жилья к работе и обратно. В должной мере решить поставленные задачи автопарк не мог в силу недостатка машин и шоферов. Разрешить сложившуюся ситуацию помог приказ администрации Магнитстроя от 6 августа 1930 года, который запретил транспортировку рабочих железнодорожным транспортом, в виду его непригодности для данных целей. Таким образом, в распоряжении транспортников для обеспечения доставки рабочих от дома к месту работы и обратно осталось лишь несколько автобусов. Последние, в силу своей немногочисленности, не могли справиться с поставленной задачей. Решая вопрос перевозки магнитогорцев, администрация города вынуждена была апеллировать в центр: 9 октября 1930 года Пленум Магнитогорского Горсовета адресовал Моссовету телеграмму о выделении 8-10 автобусов, а спустя два месяца  направил Свердловскому Уралмеххозу заявку о выделении 30 автобусов. Просьба не была исполнена в полном объеме. В 1937 году общее количество автобусов составляло всего 35. Все они находились в эксплуатации с 1933-1934 года.  Автобусный парк обслуживал пассажиропоток второй плотины, Агаповки, Коксохима, вокзала, жителей Средне-Уральского, Старо-северного, Ново-северного, Южно-уральского поселков, 12 участка.

Следует отметить, что иногда некоторое количество автобусов не могло выезжать на свой маршрут из-за отсутствия резины или каких-либо запчастей. Кроме того, в летний период несколько автобусов выполняли функции доставки детей в лагеря и жителей на Банное озеро[68]. На обслуживании пассажиров сказывалось и нерациональное распределение транспортных средств. Так, в 1935 году в газету «Магнитогорский рабочий» поступила жалоба от пассажиров Заводоуправления. В утренние часы на данной остановке скапливалось 50-60 человек. Однако на данный маршрут выпускали всего один автобус. В свою очередь, на территорию Березок отправлялось несколько автобусов, несмотря на то, что там функционировало трамвайное сообщение[69].

В осенне-весенний период времени большим препятствием для бесперебойного движения автобусов становилась грязь, которая вызывала пробуксовку колес[70]. Неудовлетворительное состояние дорог способствовало отсутствию общественного транспорта на маршрутах. Так, например, ежедневный автобус от элеватора до Березок не мог доставлять пассажиров в силу разрушения дорожного полотна[71]. Еще одной проблемой для населения стало отсутствие графика движения автобусов[72].  Справится с пассажиропотоком в силу недостаточного количества автобусов и вышеперечисленных проблем, парк не мог.

Более активно автотранспорт города стал развиваться в 1931 году.  Причин тому было несколько: во-первых, уже указанные выше проблемы с гужевым транспортом. Во-вторых, весной 1931 года за строительство дорог взялся Магнитстрой. Первая постоянная дорога сложилась от вокзала к Соцгороду и на поселок Магнитный, с нее началось строительство магистралей[73]. Состояние дорог в городе в 1930-е гг. было неудовлетворительным. Так, дорога от Тукового поселка до Коксового цеха была неблагоустроенна, неосвещена. На протяжении 1930-х годов, при неоднократных обращениях в Горсовет, дорога так и не была отремонтрована[74].

Нужно отметить, что со строительством транспортной инфраструктуры  в начале 1930-х годов система использования транспорта еще не была отлажена: велась неудовлетворительная организация ремонта автомашин, не установились стимулирующие формы оплаты труда работников автомобильного транспорта. Именно по вышеуказанным причинам, Горсовет обязал товарища Придорогина – члена Транспортного сектора -  провести ряд мероприятий не только для улучшения состояния автомобилей, но и дорог.  К 1 июню 1931 года были организованы специальные бригады для проверки состояния работы транспорта, которые не только выявляли недочеты, но и вносили Правлению Городского Совета предложения по улучшению работы автомашин.[75]