Основные формы безналичных расчетов, страница 5

В условиях множества самостоятельных (отдаленных друг от друга ресурсами) коммерческих банков возникла необходимость организовать клиринговые палаты (центры) не только для расчетов между хозяйствующими органами-предприятиями, организациями, но и для расчетов между самими банками.

Клиринговые учреждения (центры) создаются обычно банками на акционерных началах, на условиях взаимной выгоды. Деятельность таких учреждений осуществляется на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком РФ.

5. Опыт использования клиринга в России

Клиринговые центры, участниками которых являлись банки, возникли в Англии еще в XVIII в. В России клиринг в виде расчетных палат при учреждениях Госбанка был организован в 1898 г. В канун первой Мировой войны функциони­ровало 45 клиринговых палат, в которых участвовали 430 банковских учрежде­ний и других организаций.[3] В период военного коммунизма, при ликвидации кредитной системы, были упразднены и расчеты в порядке клиринга.

При переходе к нэпу началось воссоздание кредитной системы и системы клиринговых расчетов. При Правлении Госбанка СССР был орга­низован клиринговый центр-отдел взаимных расчетов (ОВР), в котором проводили расчеты около тысячи 775 организаций. В последующем Госбанк СССР открыл ОВР в крупнейших городах страны для производства расчетов путем зачетов между различными государственными предприятиями и кооператив­ными организациями. Около двух третей предъявленных требований, главным образом чеков, покрывались зачетом встречных обязательств.

В 1931 г. Правление Госбанка СССР утвердило типовое Положение об отделах взаимных расчетов при филиалах Госбанка СССР. Согласно этому по­ложению участниками ОВР могли стать местные государственные, кооператив­ные, общественные и профсоюзные организации, учреждения и предприятия, имеющие в данном городе текущие, контокоррентные или бюджетные счета, а также иногородние организации, если они имели в том же городе особые счета для своих расчетов.

Участники ОВР ежедневно собирались на заседания, на которых произво­дился обмен документами, фиксирующими денежные обязательства и денеж­ные претензии. Ежедневно также выводилось сальдо непогашенных обяза­тельств и неудовлетворенных претензий, оплачиваемых денежными перечис­лениями. Для гарантии своевременности и бесперебойности расчетов при каждом ОВР создавались резервные фонды платежных средств за счет взно­сов участников ОВР. Порядок образования резервных фондов определялся об­щим собранием участников ОВР. Учреждения банка предоставляли кредиты на создание резервных фондов.

Основным недостатком расчетов через ОВР являлся случайный подбор уча­стников, ибо в его состав могли входить хозяйственные организации, не имею­щие никаких связей с другими участниками. Техника расчетов была громоздкой и требовала ежедневных заседаний всех представителей, в том числе и тех, ко­торые к данному заседанию не располагали документами о денежных обяза­тельствах или претензиях. Неявка участника на два заседания подряд влекла за собой автоматическое выбытие его из состава ОВР.

В начале 30-х гг. ОВР были заменены на бюро взаимных расчетов (БВР). В отличие от ОВР участниками клиринга являлись предприятия, объединенные по отраслевому или территориальному признаку, а сами БВР были, по существу структурными подразделениями банков. Объединение участников взаимозачета платежей, связанных единым производственным циклом позволило рационализировать платежный оборот. Первоначально БВР носили назва­ние «Местные бюро взаимных расчетов» (МБВР).

Наряду с местными бюро взаимных расчетов в 1940 г. было организовано при Правлении Госбанка СССР централизованные бюро взаимных расчетов (ЦБВР). Каждое из них проводило регулярные зачеты между предприятиями, расположенными на всей территории страны. Функционирующие бюро в ряде случаев были оторваны как от плательщика, так и от получателя денег. Доку­менты о денежных требованиях и обязательствах пересылались по почте, что отрицательно влияло на продолжительность расчетов.

По мере расширения хозяйственных связей, межотраслевой специализа­ции и кооперирования выявились существенные недостатки в деятельности МБВР и ЦБВР. При отсутствии соответствующих телекоммуникаций затрудня­лись, а часто и запутывались окончательные расчеты по результатам зачетов. Сыграв положительную роль в сокращении массы платежных средств и ускоре­нии расчетов, клиринги в виде МБВР и ЦБВР стали тормозить хозяйственный оборот и в 1955 г. были заменены всесоюзным клирингом-системой децентра­лизованных зачетов «Децзачет».

При рассмотрении клиринга в порядке децентрализованного зачета основным признаком зачета как способа платежа является использование денег только в их функции меры стоимости, проявляющейся через цены, зафиксиро­ванные в документах, свидетельствующих о денежных обязательствах и денеж­ных претензиях. Одни обязательства погашаются другими как отрицательные и положительные величины. Деньги как средство платежа используются лишь для оплаты, незачтенной части денежных обязательств или претензий, а источ­ником получения таких денег с точки зрения конкретной организации являются собственные ресурсы и кредиты банка.

При системе всесоюзного клиринга каждому участнику по месту нахожде­ния его расчетного счета открывался еще один счет, получивший название лицевого счета по децзачету. С этого счета в день наступления срока плате­жа производилось перечисление денег на счет получателя. Деньги, поступав­шие хозяйственной организации в порядке удовлетворения ее денежных пре­тензий за товарно-материальные ценности, зачислялись на этот счет. Раз в не­делю подводились итоги операций.

Не погашенные денежными требованиями участника клиринга его денеж­ные обязательства оплачивались за счет кредита. Ввиду крайне низкого уровня зачитываемости система децзачета превратилась по существу в форму бан­ковского неограниченного кредитования.