Примерное тематическое планирование по трудовому обучению (базовый уровень), страница 3

1.   Группы  и  виды  резьбы  по  де реву.

Классификация групп и видов резьбы по дереву (по И. П. Хитько): а) гранено-выемчатая (контурная и геометрическая); б) плоскорельефная; в) плоско-прорезная; г) рельефная; д) объемно-скульптурная; е) комбинированная.

Практическая работа. Ознакомление с образцами резьбы.

2.   Инструменты и  материалы для резьбы по дереву.

Рабочее место резчика. Оборудование, приспособления. Инструменты для резьбы по дереву (виды, назначение, подготовка к работе, безопасность труда). Материалы, используемые породы, их характеристика, требования к качеству заготовок.

Практическая работа. Заточка и правка резцов.

3.   Контурная резьба.

Контурная резьба как вид гранено-выемчатой резьбы, ее характерные особенности, инструменты и материалы, применяемые в контурной резьбе.

Этапы выполнения контурной резьбы: 1) подготовка рисунка контурной композиции и основы под резьбу; 2) перевод рисунка на основу; 3) непосредственный процесс резьбы; 4) отделка резного изделия.

Практическая работа. Разработка рисунка контурной композиции, подготовка основы под резьбу.

4.    Технологические   особенности выполнения  контурной  резьбы.

Приемы и правила резьбы двугранных выемок поперек, вдоль, под углом к волокнам, по окружности. Инструменты, приспособления, безопасность труда.


Практическая работа. Подготовка основы, упражнения по освоению приемов контурной резьбы уголковой и полукруглой стамесками, ножом-косяком и ножом-резаком.

5. Резьба по тонированной поверхности.

Особенности резьбы по черному лаку. Этапы технологии: 1) подготовка рисунка и основы; 2) процесс резьбы; 3) отделка.

Приемы резьбы, безопасность труда.

Практическая работа. Выполнение упражнений по освоению приемов резьбы по тонированной поверхности.

6—7. Изготовление изделий в технике контурной резьбы.

Разработка конструкции изделия, подготовка рисунка исходя из законов композиции, требований к качеству резьбы и отделки.

Практическая работа. Подготовка основы и инструментов к работе (заточка и правка). Резьба контурной композиции, отделка шлифованием, лакированием.

8. Оценка качества. Презентация изделия.

Критерии оценки идеи, конструкции, процесса выполнения изделия.

Практическая работа. Оценка качества изделия на основе всех критериев, презентация изделия.

Выполнение проверочных тестовых заданий по разделу "Технология художественной обработки материалов".

Резерв времени  —  1  час.

Объекты труда: образцы (для упражнений), шкатулки, разделочные доски, панно, сувениры, "валентинки", брелки.


ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО (8 часов)

1.   Машины,  механизмы,  типовые     Механизм,    деталь,    типовые    детадетали.                                                             ли,   детали   передач,   кинематические

Понятие  о  машине.   Виды  машин.     схемы.


Практическая работа. Ознакомление с устройством слесарных тисков и зажимов столярного верстака, составление кинематических схем.

2.  Соединение деталей.

Разъемные и неразъемные, подвижные и неподвижные соединения. Модель. Виды моделей. Технология изготовления.

Практическая работа. Работа с конструктором "Юный механик". Сборка и испытание моделей.

3—5. Творческая деятельность: от идеи до модели.

Алгоритм деятельности: потребности => потребности и идея => идея и конструкция => конструкция и план работы => план и изделие (продукт труда) => продукт труда и его оценка => оценка и удовлетворение потребностей => новая идея.

Практическая работа. Выдвижение идеи, разработка конструкции и необходимой документации (чертеж, эскиз, технический рисунок, рисунок в соответствии с композиционными требованиями, разработка плана изготовления объекта на уровне алгоритма, маршрута операционной технологии и необходимой документации).

Резерв времени —  3 часа.

Итоговое   занятие.

Рефлексивный анализ деятельности в 5-м классе.


Н. А

Практическая работа. Организация выставки. Реклама и презентация изготовленных изделий, рефлексивный анализ деятельности. Подведение итогов работы по разделам программы (осознали, приняли к сведению, усвоили и освоили).

Общий резерв времени — 5 часов. Он может быть использован для изучения содержания основных разделов (модулей) программы трудового обучения в 5-м классе или для выполнения комплексных работ (проектов) по индивидуальному или коллективному изготовлению изделий из древесины и металла (проволоки) — изделий декоративно-прикладного творчества в национальных традициях. При этом 3—5-й уроки раздела "Техническое творчество" должны иметь практическую направленность на выполнение в дальнейшем комплексной работы (проекта). Рекомендуется разбить технологию изготовления следующим образом:

•  подготовительный этап —  1 час;

•  обработочный   и  сборочный  эта пы (если нужно)  —  3 часа;

•   отделочный   и   оценочный   эта пы —  1 час.

Примечание. В случае использования резерва времени на комплексную работу (проект) эти занятия проводятся до итогового урока.