Преобразование и движение информации (Глава учебного пособия "Экономическая кибернетика"), страница 4

Обычно еще до начала конкретного процесса принятия решения плановик (назовем так любое лицо, принимающее решение) обладает определенной базовой содержательной и процедурной информацией. Ведущую роль в ее образовании играет социально-экономический генотип (СЭГ). Из социальных макросистем (государство, печать, общественные организации) к нему поступают юридические нормы, директивы, общественные стимулы и другие управляющие параметры, а также информация общего характера. Малые группы (семья, трудовой коллектив, школа, круг друзей и др.), с которыми он связан, формируют частные нормы поведения, определенные интересы и существенную часть его запаса знаний. Индивидуальные психофизиологические особенности обусловливают структуру эмоций, восприимчивость, темперамент. Базовая информация пополняется и в процессе индивидуального обучения в связи с реализацией ранее принятых решений: запоминаются удачные соотношения факторов, модели решений, процедуры.

На этой основе складывается и совершенствуется определенный стереотип мышления и поведения плановика. Он может содержать сложный набор программ поведения, в которых сконцентрированы коллективный и личный опыт плановика, его мотивы и установки (см. 9.1). Все это формирует ориентацию плановика, в свете которой он воспринимает внешнюю среду в целом, и какую-либо ситуацию в частности.

1. Собственно процесс принятия решений начинается с получения и подготовки данных. Текущая информация поступает к плановику в результате наблюдения за внешней средой, в том числе поиска данных и даже эксперимента (активное наблюдение) .

С одной стороны, существенна достоверность данных, т. е.

степень их соответствия действительным событиям. Здесь возМ можны ошибки наблюдения и передачи данных на стадиях I * * и II (см. рис. 15.1). Если имеется ряд наблюдений объекта или данные о нем поступают из разных независимых источников, то достоверность данных оценивается обычными методами статистики. В противном случае (для разовых сообщений) плановику приходится гипотетически определять, какие факторы могли повлиять на достоверность данных.

С другой стороны, важна сама способность плановика воспринимать и оценивать поступающие данные. Эта способность не безгранична. Здесь возможны ошибки интерпретации и усвоения информации на стадии III. По мере накопления знаний и опыта плановику становится достаточным меньший объем поступающей текущей информации для характеристики объекта

наблюдения, поскольку у него накоплена большая базовая информация, более развит тезаурус.

Информация, которой пользуется плановик в процессе принятия решений, в той или иной степени является неполной. Привлечение дополнительной информации всегда требует времени и затрат. Приходится сопоставлять риск действия без достаточно полной информации и риск изучения, при котором управляющая система бездействует. Оптимальной будет такая стратегия наблюдения, для которой полный риск минимален (риск здесь понимается как математическое ожидание функции потерь). Здесь могут быть допущены ошибки в оценке полезности и использования информации на стадии IV.

Плановик постоянно «погружен» в информационную среду И одновременно получает данные для многих решений. Поэтому на следующем этапе осуществляются отбор и «сжатие» информации применительно к каждому отдельному процессу принятия решения или их классу. Обычно используются три способа отбора информации (либо их комбинация): отсечка ненужных или недостоверных данных; агрегация данных; типологическая выборка данных (рис. 15.2).

Все эти способы требуют обоснованной и удобной классификации исходного множества данных N. При отсечке—это разбиение на два класса:

N' — пропускаемых и N' — отсекаемых данных (N' П N' ^ 0' ^' U Л^ == N) с помощью признаков отсечки, пороговых величин достоверности, шкал важности и т. п. Например, пропускаются лишь данные об определенных изделиях или о выполнении плана определенными предприятиями (см. рис. 15.

364