Преобразование и движение информации (Глава учебного пособия "Экономическая кибернетика"), страница 14

В 3.4 указывались два типа информационных связей—«направленных» и «ненаправленных». «Направленная» информация адресуется четко определенному индивидуальному пользователю; обычно это плановая и оперативная информация, предназначенная для данного ФБ. Наряду с ней можно выделить «ненаправленную» информацию, предназначенную для многоцелевого использования. Такую информацию, как правило, более эффективно передавать в специальные «базы данных», откуда ее получат все потребители.

Роль таких «баз данных» в управлении народным хозяйством будет возрастать. Сведения в них должны накапливаться путем систематического сбора и обновления информации

о предприятиях, районах, населении, патентах, проектах и т. п. Так, министерства и ведомства должны обеспечить составление паспортов производственных объединений (предприятий) с данными о наличии и использовании производственных мощностей, об организационно-техническом уровне и специализации производства и т. п. Подобная централизация хранения и выдачи данных позволит резко сократить общее число и пропускную способность направленных связей и объем передаваемой по ним информации. При ненаправленной  коммуникации особую важность приобретают:   организация системы метаинформации, т. е. информации об информации (указатели, справочники-каталоги, сведения об услугах   «банков   данных» и т. п.); легкость доступа к информации и ее восприятия получателем, поскольку здесь должны полнее учитываться потребности разных групп пользователей.

Исследование коммуникационных связей в управлении позволяет выявить частоту, интенсивность и важность связей между его звеньями (под важностью здесь можно понимать степень влияния данной связи или ее нарушения на деятельность звена). Такой ана

лиз способствует совершенствованию административной структуры.

Коммуникационная сеть существенно зависит от распределения ресурсов между блоками управления. Эта проблема решается по-разному в зависимости от степени централизации управления. В высокоцентрализованной системе распоряжение ресурсами концентрируется в центральном органе, соответственно возрастают значение и масштаб вертикальных коммуникаций, причем коэффициент сжатия информации сравнительно невелик. По мере децентрализации управления относительно сокращаются вертикальные коммуникации и главное—возрастает сжатие информации (агрегация, отсечка, фильтрация). Этот вопрос уже рассматривался в 14.2.

Коммуникационные сети управления моделируются с помощью укрупненных или детализированных структурных схем, оперограмм и т. п. В качестве примера приведем фрагмент структурно-информационной схемы разработки плана добычи угля в плановом органе, где выделены ФБ, адреса и потоки информации (рис. 15.7).

На основе моделей такого типа можно использовать формальные методы анализа и оптимизации потоков в сетях (например, методы решения транспортной задачи линейного программирования).

Потоки сообщений и коммуникационная сеть. До сих пор

мы рассматривали движение информации обособленно от ее преобразования. Правда, указывалось, что цепь связанных ФБ может рассматриваться как обобщенный канал передачи информации. Уже при такой трактовке ФБ выступает в ином аспекте, чем в 15.1, а именно как преобразователь для передачи информации. Изменяются и критерии его оценки, связанной теперь с искажением и потерями информации в ФБ, с эффективностью ее трансформации и сжатия. Поэтому при анализе коммуникационной сети как системы потоков сообщений становится важной и их содержательная характеристика.

Приведем примерные данные обследования потоков информации, проведенного НИИ ЦСУ СССР *. Общий годовой оборот документированных «направленных» данных в управлении только материальным производством оценивается не менее 4«1011 показателей. Естественно, наибольшая часть этого гигантского массива данных сосредоточена d основании информационной пирамиды: лишь на промышленных предприятиях в год перерабатывается не менее 1,7' 1011 показателей Даже па одном предприятии их внутренний оборот колеблется в пределах 3,5-10е—108 показателей. В Госплане СССР он составляет примерно 5- 107 показателей.