Эффективность и экономические оценки (Глава учебного пособия "Экономическая кибернетика"), страница 5

^ или иных непроизводственных благ (например, лекарств, товаров для детей и т. п.). Далее при сравнении двух взаимозаменяемых изделий следует но только подсчитать затраты на производство каждого, но и сопоставить их потребительские свойства. Все эти факторы приводят к неизбежному отклонению цены от рассчитанных затрат производителя данного продукта. Указанные обстоятельства затрудняют формализацию процедуры расчета цен и построения моделей ценообразования, которые могут быть непосредственно использованы в практике управления.

11.2. Концепции и модели планового ценообразования

Балансовые модели ценообразования. Рассмотрим теоретические подходы и методы расчета плановых цен, основанные на экономико-математическом моделировании процессов производства и распределения совокупного общественного продукта. Проведем расчеты двух составляющих цены—себестоимости и чистого дохода (или валовой прибыли).

На рис. 3.5 показано, что СС=МЗ+ЗП, т. е. себестоимость включает материальные затраты (затраты текущего производственного потребления М, амортизацию основных производственных фондов Gp) и прямую оплату труда (в виде фонда заработной платы работников и начислений на нее в фонд социального страхования). Их сумма и определяет прямые затраты на производство продукции.

В соответствии с моделью одномерного статического баланса (см. 6.2.) себестоимость единицы продукта ее равна

где pW, p<0) и ^^—соответственно цены материалов, фондов и ставки заработной платы; а—норма материалоемкости, г— доля амортизационных отчислений на единицу продукции, /— норма трудоемкости. Зная эти цены и нормы, можно рассчитать себестоимость данного продукта. Из (11.1) явствует принципиальная невозможность «индивидуального» планирования цен, поскольку для их расчета необходимо знать себестоимость, которая сама зависит от цен на включаемые в нее затраты ресурсов. Поэтому для планирования цен необходимы многомерные балансовые схемы.

Определение величины себестоимости, которая может быть положена в основу расчета плановой цены, является только первой стадией ее формирования, отражающей условия производства продукта. Вторая составная часть цены—валовая прибыль—может исчисляться исходя из разных соображений. Именно поэтому ее нормирование вызывает еще немало дискуссий.

Имея в виду приведенные выше замечания, опишем некоторые виды многомерных балансовых моделей ценообразования, отличающиеся различными концепциями формирования валовой

270

прибыли (чистого дохода). Для упрощения этих моделей амортизационные отчисления в себестоимость не включают.

Первая концепция ценообразования основана на исчислении прибавочного продукта пропорционально затратам необходимого труда. При этом цены устанавливаются на уровне стоимости, т. е. равны среднеотраслевой себестоимости плюс прибыль, пропорциональная величине заработной платы. Модель ценообразования согласно этой концепции задается балансовыми уравнениями цен, вытекающими из уравнений затрат, аналогичных (11.1);

где pi и р^—цена единицы продукции отраслей i и /'; р^—среднеотраслевая ставка заработной платы на ее производство; р<— отраслевая норма прибавочного продукта. Система п уравнений (11.2) в общем случае содержит 3 п неизвестных—pi, рР р/. Если принять pi^ известной и тем или иным способом установить нормы "р„ то из (11.2) можно однозначно определить цены pi.

Представим теперь условия сбалансированности между объемом фонда личного потребления и заработной платой в следующем виде:

где У^—фонд заработной платы в непроизводственной сфере.

Предположим далее, что заработная плата строится в соответствии с затратами необходимого труда и с ее помощью возможна редукция труда, т. е. сведение сложного, квалифицированного труда к простому. Тогда суммарная заработная плата составит pi.L. где pl—оплата единицы простого (редуцированного) труда и L — суммарные редуцированные затраты живого труда в производственной и непроизводственной сферах, выраженные в рабочем времени. И наконец, будем считать, что установлена единая норма прибавочного продукта, т. с. р<=Р для всех i.