Цилиндровые втулки двигателей внутреннего сгорания, страница 3

ребрами имеют глубину 3,3—3,8 мм для прохода охлаждающей воды. Верх­няя часть втулки заканчи­вается буртом толщиной 20 мм и центрирующим вы­ступом высотой 5 мм. По­верхностью Ж бурт опира­ется на выступ (расточку) рубашки, а на поверхность Г бурта укладывается мед­ная прокладка и опирается уплотнительным пояском крышка цилиндра. В верх­ней части на внутренней поверхности втулки сделаны четыре выточки У радиусом 47 мм на глубину 5,5 мм (высотой 26 мм) для про­хода тарелок клапанов га­зораспределения. Нижняя половина втулки- снаружи имеет конус на длине 200. мм с уменьшением диа­метра вниз и заканчивается кольцевым поясом высотой 73 мм, в котором сделаны три ручья для ушютнитель-ных резиновых колец и ла-биринтная канавка. На нижнем поясе втулки, начиная от тор­ца Н, параллельно образующей цилиндра профрезерован паз Ю шириной 8 мм, глубиной 8 мм и высотой 23 мм. Он является базой для выточек под клапаны, служит направлением для по­садки рубашки на втулку. По посадочной поверхности ребер К втулки изготовляют с диаметром 288Т +o',oisмм. Для обеспече­ния монтажного натяга (зазора) при посадке рубашки этот допуск разбит на две группы. Первая группа имеет размер 288,015—288,029 мм, вторая — 288,03—288,05 мм.

На рис. 5 С — ручьи для уплотнительных колец; Д — зер­кало цилиндра.

Рубашку (рис. 6) отливают из серого чугуна (ХНММ) с твердостью НВ 255—202, обрабатывают по всем наружным па-верхностям, по сопрягаемым внутренним поверхностям, за ис­ключением внутренних полостей верхнего пояса. Рубашка на­саживается на втулку цилиндра в нагретом состоянии до тем­пературы 70—100°С.

Перед посадкой в отверстие рубашки Ш ввертывается штифт 10 (см. рис. 4) так, чтобы его лыски располагались





зпараллельно оси рубаш­ки. Рубашки по внутренней поверхности сопряжения с сребренной частью втулки (по диаметру 288 мм) из­готовляют двух групп: пер­вая группа имеет размер 288,00—288,025 мм, вто­рая — 288,025—288,05 мм.

Наиболее сложной по конструкции и напряженной является верхняя часть ру­башки (узел /). Этот узел воспринимает от крышки через бурт втулки силу за­тяжки уплотнения по газо­вому стыку (40—50 тс), си­лы затяжки уплотнения по водяным переходникам — втулкам / (см. рис. 4), а также вибрационные на­грузки от действия боковых сил давления поршня на втулку при перекладках.

На рис. 7 представлена втулка цилиндра дизеля Д50 тепловозов ТЭ1, ТЭ2, ТЭМ1, отлитая из чугуна марки СЧ 24-44. Утолщен­ная в верхней части стенка втулки заканчивается бур-" том 3, входящим в расточку (посадочное место) чугун­ного блока цилиндров. По­верхность а бурта притерта к посадочному борту блока дЛя уплотнения камеры ох­лаждения. На верхней тор­цовой части втулки прото­чен кольцевой паз 2, в кото­рый входит притертый к его дну бурт крышки цилиндра. Эти притертые поверхности обеспечивают газовый стык. Такой стык называется от­крытым. Для обеспечения эго плотности крышка ци­линдра при закреплении

шпилек, ввернутых в верхнюю пли-"ту блока цилиндров, создает давле­ние на бурт втулки. Оно передает­ся на посадочный бурт расточки блока цилиндров.

На      внутренней      поверхности зтулки цилиндра   в   верхней части зыфрезерованы   четыре   выреза   /, лозволяющие открываться впускным и выпускным клапанам. В нижней части втулка имеет второй посадоч­ный пояс, в котором вырезаны три ручья 4 для резиновых колец уплот­нения втулки в блоке.

Подобную конструкцию имеют цилиндровые втулки судовых дизе­лей NVD завода им. К. Либк-лехта (ГДР), нашедших широкое применение на речных и рыбопро­мысловых судах нашей страны.

На дизелях М753 тепловозов ГГМЗ цилиндр выполнен в виде :тальной втулки, помещенной в ру-эашке из алюминиевого сплава. Интенсивный кавитационный износ >убашек, вызываемый вибрацией !т'улок, обусловливает низкий срок :лужбы этих дизелей. Поэтому на дизеле М756 тепловоза ТГ102 при­менена другая конструкция цилинд-

РОВЫХ втулок, т. е. два отлитых из алюминиевого сплава моно­блока 1 (рис. 8), в каждый из которых сажается по шесть вту­лок цилиндра 2; втулки снизу уплотняют в моноблоке паке­том 5 из стальных и резиновых колец и закрепляют гайкой. Газовый стык моноблока — закрытый, так как отливка моно­блока объединяет головки (крышки) цилиндров и цилиндры (рубашки дизеля М753). Уплотнению подвергается верхний то­рец втулки в расточке моноблока.

Втулка цилиндра стальная (сталь 38ХМЮА) азотирован­ная, на нее напрессована рубашка 3 из углеродистой стали. На наружной поверхности втулки под углом 30° к ее оси нарезаны 36 спиральных канавок, образующих каналы для прохода ох­лаждающей воды. Входные каналы 6 соединены с кольцевой канавкой втулки, а выходные 4 — замкнуты. Они через верхний ряд отверстий рубашки соединены с кольцевой выточкой моно­блока, направляющей воду к головке цилиндра.

Двухтактные дизели тепловозостроительного завода им. Куй­бышева г. Коломна ДЗО    (судовой),    14Д40    (тепловоз М62),

11Д45 (тепловоз ТЭП60) име­ют чугунные втулки цилинд­ров / (рис. 9), центрируемые в стальном блоке по трем по­садочным местам.

Верхний / и средний // по­садочные пояса втулки имеют монтажный зазор в расточках блока 0,14—0,26 мм и уплот­няются резиновыми кольцами 4 от прохода воды из полости охлаждения блока. Нижний /// пояс втулки имеет мон­тажный зазор в блоке 0,4— 0,6 мм и уплотняется резино­вым кольцом 4 от пропуска продувочного воздуха в картер дизеля.

Втулка цилиндра — подвес­ного типа   с  .закрытым   (раз­груженным от осевых сил дав­ления газов) газовым стыком. Она прикрепляется к головке цилиндра    шестью    шпилька-/ ми 2.

Уплотнение от прорыва га-i зов между торцом втулки и днищем головки цилиндра осу­ществляется медным кольцом 3, вставляемым в углубление втулки, дно которого имеет кольцевые канавки Д для луч­шей герметизации.

У цилиндровых втулок та­кого типа давление газов на днище головки цилиндра не влияет на раскрытие газового стыка, так как оно восприни­мается шпильками крепления крышки (головки) цилиндра к блоку дизеля.

К недостатку такой конст­рукции втулок цилиндра сле­дует отнести ослабление верх­него пояса втулки резьбовы­ми отверстиями, от которых могут возникать трещины (см. гл. II).