Цилиндровые втулки двигателей внутреннего сгорания, страница 5

Значительно меньший уровень напряжений во втулке с по­перечными ребрами обусловлен повышением ее цилиндрической жесткости и большей площадью контактной поверхности в со­пряжении с рубашкой.

Нормальная затяжка гайки уплотнения адаптера в рубашке (см. рис. 29) создает на наружной поверхности подкрепляюще­го кольца втулки дополнительные растягивающие напряжения 90—120 кгс/см2. В эксплуатации при течи воды по уплотнению из-за потери эластичности резины гайку подтягивают усилием, превышающим в 2—3 раза усилие нормальной затяжки. Тогда напряжения достигают 250—300 кгс/см2.

Затяжка уплотнительного элемента в новой конструкции (см. рис. 32 и 33) практически не сказывается на напряжен­ном состоянии втулки цилиндра. Длительные эксплуатацион­ные испытания показали высокую надежность этого уплотнения и снижение выхода из строя рубашек по трещинам вследствие устранения коррозионного влияния охлаждающей воды со сто­роны внутренней поверхности адаптерного отверстия.


Напряжения от действия давления газов, усталостные ис­пытания втулок цилиндров. Напряженное состояние втулок ци­линдров экспериментально определяли на специально изготов­ленном в ЦНИИ МПС стенде для натурных усталостных ис­пытаний (рис. 56). В камеру сгорания через одно а^аптерное отверстие подключен трубопровод от масляного насоса, еоз-

дающего статическое давление до 300 кгс/см2, а через другое от пульсатора испытательной машины, создающего циклич ское давление от 0 до 500 кгс/см2, с частотой пульсации от 3( до 750 циклов в 1 мин. Давление в камере сгорания втул) цилиндра измерялось с помощью манометра с обратным кл паном. (максиметра) и мембранного датчика давления, которь устанавливались на индикаторном кране, укрепленном в ада!, тере.                              ' •           . . i                              .                      J

С целью стабилизации показаний прибора перед запись] «нулей» тензодатчиков втулку подвергали тренировочному т гружению давлением до 250 кгс/см2, затем' нагружали ступе^ чато от нуля до 250 кгс/см2 с записью показаний тензодатчи ков. Каждую втулку цилиндра подвергали таким испытания! двукратно для выбранной зоны нагружения (расстояние межд; первыми компрессионными кольцами верхнего и нижней поршней). Это расстояние изменялось от 30 до 210 мм чере; 15—20 мм.

Целью испытания втулок цилиндров при    циклическом н* гружении было получение данных о пределе выносливости кон­струкции. Обычный способ выявления выносливости заключает* ся в разрушении ряда одинаковых образцов при напряжениях Данной амплитуды и при определенной    симметрии    цикла, bj результате чего получают зависимость между амплитудой на-> пряжения <т и числом циклов до разрушения N.   Характерной; особенностью испытаний является    разброс    результатов  под-влиянием многочисленных факторов. Поэтому для точного по-] строения кривой а—./V необходимо большое количество испыта^ ний (как минимум восемь [27], а если возможно, то и больше). Для большинства случаев метод построения   кривой с по­мощью скользящей средней является   достаточно   точным, ш>; предпочтительно использовать аналитические    методы, напри­мер метод наименьших квадратов, чтобы более правильно про­вести прямую или кривую выбранной формы.

Ввиду того что испытательная    машина при    усталостных испытаниях обеспечивает всего 400 циклов в 1 мин, то продол­жительность испытаний одного образца хотя бы до   базы 107 циклов требует значительной затраты времени. Поэтому былсИ решено вести испытания для определения предела выносливо-1 сти втулки цилиндра при ограниченном числе циклов нагруже­ния, равном 2-Ю6. Для определения    предела    выносливости брали втулки и йа них напрессовывали рубашки охлаждения с натягом 0,02 мм. Статическим испытаниям    (тензометрирова-нию) подвергали втулки цилиндров как с рубашками охлажде­ния, так и без них. Статические испытания показали, что нап­ряжения на наружной поверхности    подкрепляющего    кольца адаптерного отверстия зависят от величины зоны нагружения. Наибольшие напряжения возникают при    расстоянии    между первыми компрессионными кольцами нижнего и верхнего пор-78   


                     .                                                                                     


шней, равном 100 мм. При работе дизеля зона нагружения втулки цилиндра наибольшим давлением г) равна 97 мм, т. е. близка к величине, определенной на стенде,

Таким образом, на дизелях типа Д100 рабочая зона нагру­жения втулки цилиндра максимальным давлением выбрана самая неблагоприятная с точки ' зрения воздействия давления газов в камере сгорания на втулку^ Поэтому при испытаниях втулок цилиндров на.усталость при всех выбранных нагрузках зона нагружения принималась равной 100 мм.

Статические испытания. Целью статических испытаний вту­лок цилиндров являлось определение уровня напряжений ог действия внутреннего давления, установление характера рас­пределения напряжений у адаптерных- отверстий и влияния затяжки адаптеров. На напряженное состояние зоны адаптер­ного отверстия втулки значительное влияние оказывают усло­вия затяжки адаптеров. За счет создания радиального натяга в витках резьбы при высоком осевом усилии затяжки адаптеров циклические напряжения, возникающие от внутреннего давле­ния, снижаются.

При испытаниях втулок цилиндров на стенде получены за­висимости циклических напряжений аа от величины затяжки адаптеров а3. а (рис. 57). Затяжка адаптеров моментом 4000 кгс-см приводит к снижению циклических напряжений примерно в 2 раза. Дальнейшее увеличение затяжки практиче­ски не влияет на циклические напряжения.

Момент затяжки адаптеров на величину наибольших напря­жений а-\->а3) цикла (рис. 58) в значительной степени влияет . на втулки варианта П. Например, при М3 =3000 кгс-см и Рz= = 100 кгс/см2 величина Наибольших напряжений на . внешнем контуре адаптерной бонки втулки варианта III в 1,4 раза ниже, чем у втулки варианта П.

Средняя величина напряжений в наиболее нагруженных ме­стах рубашки, посаженной на втулку варианта III, при Р