Цилиндровые втулки двигателей внутреннего сгорания, страница 4


Экспериментальный метод — измерение напряже| ний во втулках цилиндров дизелей типа Д100 — проводился использованием тензодатчиков сопротивления. Этот метод по воляет достаточно точно определить величины напряжений конкретных точках и построить эпюры напряжений для зог адаптерных отверстий втулки и рубашки цилиндра.

Объектом испытаний были три варианта втулок цилиндро! имеющих различное конструктивное исполнение зоны адапте] ных отверстий (рис. 50):

I   вариант — втулки, изготавливаемые до 1969 г., имеющ! разрыв ребер и нетюдкрепленные бонки (рис. 50, а);

II  вариант — втулки, разработанные в ЦНИИ МПС на о новании  аналитических и    экспериментальных    исследовани имеющие усиленную    бонку,    обводные    непрерывные    реб

(рис. 50, б);

III — втулки цилиндров с    поперечными    ребрами в    зо адаптерных отверстий (рис. 50, в).

Ниже приведены результаты экспериментального otfpeAej ния напряженного состояния втулок цилиндров с различи! конструктивным оформлением зоны адаптерных отверстий.

Комплекс экспериментальных работ включал в себя опре­деление напряженно-деформированного состояния втулок ци­линдров от воздействия посадки рубашки с натягом, затяжки переходных деталей, внутреннего давления.

Перед испытаниями втулки цилиндров оборудовали тензо-датчиками ПКБ-5-50, которые наклеивали клеем БФ-2 по ме­тодике, приведенной в работе [26], и покрывали коллекторным лаком марки 1201 от воздействия атмосферной влаги. Для ис­ключения погрешности, вносимой изменением температуры втулки и рубашки, на пластинках из того же материала на­клеивали компенсационные датчики, которые располагали в таких же температурных условиях, как и рабочие датчики. Со­единяли датчики в общую электрическую схему по мостовой схеме. В качестве регистрирующего прибора при статических испытаниях использовали одноканальный усилитель Опытного завода ЦНИИ МПС.

Напряжения от посадки рубашки на втулку с натягом. На­пряжения, возникающие от посадки с натягом рубашки охлаж­дения на сребренную часть втулки, определяли методом раз­резки рубашки. Натяги в сопряжении втулки с рубашкой со­ставляли от 0,02 до 0,24 мм.

При испытаниях установлено, что у адаптерных отверстий втулок различных конструкций имеется разный характер рас­пределения напряжений. У втулки старой конструкции (см. рис. 50, а) распределение напряжений на внутренней поверх­ности около адаптерного отверстия соответствует эпюре напря­жений около кругового отверстия цилиндрической оболочки, на­груженной равномерным внутренним давлением, с расположе­нием максимума по вертикальной оси и минимума — по гори­зонтальной (рис. 51). У усиленной втулки и с поперечными ребрами (рис. 52) напряжения распределены более равномерно и эпюра напряжений близка к окружности, а максимальная ве­личина этих напряжений на 20% ниже, чем.у втулки I варианта.

На наружной стороне адап-терной бонки втулки прежней серийной конструкции посад­ка рубашки охлаждения с на­тягом вызывает напряжения растяжения (см. рис. 52) вследствие выпучивания не­подкрепленной части ее стён-: ки. Распределение напряжений по контуру подкрепляющего кольца бонки — равномерное, близкое к окружности. У вту­лок усиленных и с поперечны­ми ребрами при этом создают­ся напряжения сжатия внизу и вверху подкрепления сим­метрично оси адаптерного от­верстия, которые переходят в напряжения растяжения в се­чении, расположенном по го­ризонтальной оси отверстия. , Величины напряжений при по­вышении натяга возрастают практически линейно.

Распределение напряжений по контуру адаптерного отвер­стия рубашки охлаждения со­ответствует эпюре напряже­ний, возникающих в стенке цилиндрической оболочки на кромке кругового отверстия под действием ' внутреннего давления.

На рис. 53 представлена зависимость напряжений в ру­башке охлаждения от величи­ны диаметрального натяга (см. кривые 1—5).


Таким образом, посадка ру­башки на втулку варианта I с натягом вызывает напряжения растяжения в опасной зоне адаптерного отверстия, кото­рые, суммируясь с- рабочими, повышают общий уровень на­пряженного состояния. Коэф­фициент концентрации напря-


ний    для     рубашки      (см.     рис. 53, кривые 1, 5) примерно йен 3.

На работающем дизеле, вследствие неравномерного темпе-

гурного поля втулки по длине и разности температур втулки

эубашки между ними возникает   тепловой   натяг. Величина

1тической составляющей напряжений   (от тепл'ового натяга)

наружной поверхности рубашки вдали от    адаптерных от-

)стий, определенная тензометрированием на    дизеле 2Д100,

тавляет 410 кгс/см2 [25]. Следовательно,    соответствующая

ш напряжениям величина натяга 0,2 мм (см.   рис. 53, кри-

ая 1)  может считаться фактической    величиной    натяга при

аботе дизеля. При этом    средняя  . величина    максимальных

апряжений    у    адаптерного      отверстия      рубашки      равна

200 кгс/см2.

Напряжения'от затяжки адаптера и его уплотнения по ру-ашке. Затяжка адаптеров вызывает местный изгиб (выпучи-ание) стенки втулки в зоне адаптерного отверстия. При этом а наружной поверхности адаптерной бонки создаются напря­жения растяжения, на внутренней — напряжения сжатия.

Эпюра напряжений на наружном контуре бонки адаптерного тверстия втулки с поперечными ребрами (вариант III) имеет наиболее благоприятную для прочности форму эллипса (рис. 54), [алая ось которого совпадает с образующей цилиндра. У (тулок первых двух вариантов (см. рис. 50, а, б) форма эпюры (апряжений близка к окружности. На рис. 55 представлена 1ависимость напряжений от затяжки адаптера в точках, рас-юложенных по вертикальной оси отверстия. Величина напря-кений у втулок I и II вариантов примерно в 2 раза больше, [ем у втулки III варианта.

Затяжка адаптеров по-разному сказывается также и на на- . (ряжениях в рубашках. Например, затяжка адаптеров момен-•ом 3000 кгс-см создает на наружной кромке по вертикальной юи адаптерного отверстия рубашки растягивающие напряже-



ния следующих величин: у втулки варианта II — 150 кгс/см2, у втулки варианта III — 40 кгс/см2.