Цилиндровые втулки двигателей внутреннего сгорания, страница 10

Частота собственных колебаний системы (рис. 92) оказа­лась равной 290 Гц (расчетная частота 312 Гц, т. е. на 7% боль­ше), декремент затухания равен 1,22 и коэффициент затухания колебаний системы е = 350 с-1. При таком коэффициенте собст­венные колебания втулки цилиндра очень быстро затухают.

На рис. 93 в качестве примера изображена осциллограмма записи колебаний втулки цилиндра правого ряда при работе дизеля на номинальной нагрузке (пд= 750 об/мин; Ne= = 3000 л. с.). Втулка колеблется в плоскости действия нормаль­ной силы как балка с одним заделанным концом. По форме кривые колебаний всех трех измеренных в этой плоскости то-

чек совпадают с    кривой,    полученной    графоаналитическим

способом (см. рис. 89).

Величины измеренных амплитуд вибрации от ударов порш­ня при «перекладках» (18-20 и 225-245° поворота криво­шипа) отличаются от расчетных на 4-30% и'от определенных графо-аналитическим способом — на 5—17/о.

На колебания втулки правого цилиндра оказывает влияние давление вспышки в соседнем цилиндре и «перекладка» в од-







18. Способы снижения вибраций втулок цилиндров

Для транспортных дизелей со средней частотой вращенш . («д = 750-»-1050 об/мин) большой и средней мощности рядол работ [43, 46, 47] установлены следующие наиболее прие'мле мые пути снижения вибрации втулок цилиндров:                   .,.

1. Уменьшение зазора между поршнем и цилиндром по диа­метру, совпадающему с направлением действия нормальной си­лы. Величина монтажного зазора должна выбираться наимень­шей с учетом тепловых расширений поршня и втулки цилинд­ра. Для цельнолитых поршней из алюминиевых сплавоа умень­шение монтажного зазора может достигаться применением юбки поршня овальной формы с расположением малой оси в плоскости поршневого пальца, где сосредоточена значительно большая масса металла. Применение на дизелях 6ЧН21/21 теп­ловозов ТГМЗ и ТГМ4 поршней с овально-бочкообразным про­филем уменьшило кавитацию втулок цилиндров [49], что поз­волило повысить ресурс дизеля с 18 до 21 тыс. ч.

Применение на дизеле 6ЧН12/14 поршня из сплава АЛ25 (взамен АК-4-1)" [50], имеющего на 20% меньший коэффициент линейного расширения, позволило снизить монтажный зазор между поршнем и втулкой цилиндра с 0,9 до 0,4 мм. Уровень вибрации верхней части втулки цилиндра со стороны действия боковой силы уменьшился на 23 дБ, а общий уровень вибра­ции блока цилиндра — на 3—5 дБ.

При нормировании износа в эксплуатации втулок цилиндров и поршней необходимо учитывать явление повышения уровня вибрации втулок при увеличении зазора. Предельные зазоры должны назначаться такими, чтобы не допускались опасные вибрации втулок.

2. Выбор геометрических размеров поршня (длина юбки, конусность головки, расположение поршневого пальца) и спо­собы подвода смазки в поршневой зазор при конструировании должны быть такими, чтобы происходил менее интенсивный удар при «перекладке» поршня всей образующей тронковой ча­сти, а масляный слой обеспечивал эффективное демпфирование удара. Выполнение поршней дизелей типов Д100, Д70 с так называемой «бородой» на тронке (удлинение тронка по боко­вым сторонам «перекладки») обеспечивает лучшие условия «перекладки». Попытка применения на дизелях 1 ОД 100 порш­ней без «бороды» привела к увеличению числа задиров.

На дизелях ЧН 26/26 (Д49) поршень имеет короткую трон-ковую часть (0,72 Дц) из алюминиевого сплава и тяжелую стальную головку. Центр поршневого пальца расположен на 10 мм выше середины юбки, но центр тяжести поршня —зна­чительно выше центра поршневого пальца. Такая компоновка поршня создает условия для интенсивного удара при «пере­кладке», которая осуществляется верхней частью тронка с по-воротом поршня вокруг пальца. В результате такой «переклад­ки» поршня втулка цилиндра имеет высокий уровень колеба­тельного ускорения, приводящий к кавитационным разрушени­ям рубашки, обнаруженным при межведомственных испыта­ниях дизелей 2-9ДГ мощностью 4000 л. с. ив первый период эксплуатации (пробег до 100 тыс. км) тепловозов 2ТЭ116 (ди­зель 1-9ДГ мощностью 3000 л. с.). Увеличение зазора между поршнем и втулкой цилиндра в эксплуатации в результате из­носа их поверхности приведет к усилению кавитационных по­вреждений.

На дизелях ЧН 24/2.7 (Д70) и ЧН 25/27 (2Д70) тронковая часть цельнолитого поршня из алюминиевого сплава имеет дли­ну, равную 0,764—0,8 диаметра цилиндра, центр поршневого пальца расположен на 8 мм выше середины длины юбки пор­шня, а центр тяжести массы поршня — немного выше центра поршневого пальца. На этих дизелях интенсивность ударов при «перекладках» поршня небольшая и отсутствуют повреж­дения втулок и рубашек от вибраций.

3.  Уменьшение длины шатуна. На энергию удара при «пере­кладке» поршня оказывает большое влияние угловой коэффи­циент изменения нормальной силы  [см. формулу  (94)], кото­рый определяется главным образом отношением радиуса кри­вошипа к длине шатуна. Короткие шатуны приводят к усиле­нию вибраций втулок цилиндров.                                               :

4.  Непревышение монтажных зазоров    между   втулкой ци­линдра и блоком по посадочным местам тепловых зазоров, уве­личение их в результате износа поверхностей сопряжения втул­ки и блока должны устраняться при заводском    ремонте вос­становлением изношенных поверхностей, а    при    деповском — покрытием этих поверхностей эластичными полимерными мате­риалами, демпфирующими вибрации.

5.  Контроль за затяжкой силовых шпилек и шпилек крепле­ния втулок цилиндров, так как при тепловой и    механической релаксации в эксплуатации возможно ослабление затяжки, что приводит к усилению вибраций.

6.  Исправная работа регулятора частоты   вращения дизеля и грамотное управление им, не допускающее частых и резких изменений режимов, так как экспериментально установлено, что наибольшие амплитуды вибраций втулок возникают при пере­ходных и неустойчивых режимах работы дизеля.