Ощущение. Свойства и виды ощущений. Психофизика Фехнера. Закон С.С.Стивенса, страница 41

2.Модель Л. Текстоуна. Придерживался взглядов Торндайка, отрицавшего наличие общей основы интеллектуальных действий. Каждый интеллектуальный акт он рассматривал как результат взаимодействия множества отдельных факторов. Отсюда Текстоун для изучения интеллекта использовал метод многофакторного анализа матриц нтеркорреляции. Первоначально он вывел 12 факторов, но в исследованиях наиболее часто воспроизводились семь:

1-V словесное понимание

2-W речевая беглость

3-N числовой фактор (скорость и тонкость арифметических вычислений)

4-S пространственный фактор:

- успешность и скорость восприятия

- мысленное манипулирование зрительными представлениями в трехмерном пространстве

5-M ассоциативная память (механическое запоминание ассоциативных пар)

6-P скорость восприятии:

- вербальное восприятие

- образное восприятие

7-I индуктивный фактор. Связан с нахождением закономерностей и правил.

Дальнейшие исследования показали, что эти факторы зависимы друг от друга, что говорит в пользу единого генерального фактора, от которого они отказались.

3.Модель Гилфорда. Она основана на необихевиористской схеме. Стимул – латентная операция – реакция. Под стимулом понимается содержание, определяемое природой материала или информацией, которую преобразует человек. содержание включает в себя:

- изображение

- символы (буквы, числа)

- семантика (слова)

- поведение (сведения о людях).

Латентные операции – психические процессы, к которым относят:

- понятие

- память

- дивергентная продуктивность

- конвергентная продуктивность

- оценивание.

Реакция – результат применения операции к материалу. Результат – форма, в которой информация обрабатывается. Этих форм шесть:

1-элемент (соловей)

2-классы (птица)

3-отношение (>; < и другое)

4-системы

5-типы преобразований

6-выводы.

Факторы, входящие в модель, независимы. И фактор, относящийся к каждому измерению сочетается с остальными. Всего таких сочетаний получается 5 х 6 х 4 = 120 факторов.

В настоящее время идентифицировано более ста факторов и для них подобрали соответствующие тесты для диагностики. Эта модель используется в США при работе с одаренными детьми и подростками. Создание программ обучения, направленных на развитие способностей учащихся.

Основным достижением Гилфорда считается разделение дивер - и конвергентного мышления. Дивергентное мышление связано с порождением множества решений. На основе однозначных данных Гилферд рассматривает его как основание креативности. Конвергентное мышление направлено на поиск единственно верного результата.

4.Модель Р. Кэптолла. Он выделяет три вида интеллектуальных способностей:

- общие

- парциальные

- факторы операций.

Два фактора он назвал: - связанным интеллектом

- свободным или текучим интеллектом.

Связанный интеллект определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков, приобретенных в результате социализации. Он является мерой овладения культурой того общества и которому принадлежит индивид. фактор связанного интеллекта коррелирует с вербальным и арифметическим факторами.

Свободный интеллект определяет первичное накопление знаний и, как предполагает  Кэптолл, не зависит от приобщенности к культуре. Он проявляется при решении перцептивных задач, требующих воспринять и найти отношения элементов.

Парциальные факторы определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий. Кэптолл выделил лишь один парциальный фактор – визуализацию. Он способствует манипулированию зрительными образами.

Фактор операции он рассматривал в качестве отдельных навыков, необходимых для решения конкретных задач. Факторная проверка этой модели показала, что она недостаточно обоснованна.

4.Задатки и способности.

Способности формируются при жизни человека и не передаются по наследству. В основе способностей лежат задатки – морфологические и функциональные особенности строения органов чувств и органов движения, выступающих в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки характеризуются:

1.Они являются врожденными особенностями, то есть они либо передаются по наследству, либо формируются в пренатальном периоде.

2.На основе одних и тех же задатков могут сформироваться разные способности.