Ощущение. Свойства и виды ощущений. Психофизика Фехнера. Закон С.С.Стивенса, страница 22

Мышление представляет собой внутреннюю психику деятельности, которая складывается из отдельных действий и операций. К операциям мышления относятся:

1.сравнение. Операция мышления, которая состоит в становлении сходства и различий между объектами. При этом сравнение необходимом производить по существенному признаку. При сравнении важно установление как сходства, так и различий. В противном случае операция до конца не освоена.

2.обобщение. Объединение в одну группу сходных в некотором существенном отношении объектов. Объединение по случайному несущественному признаку называется генерализацией.

3.анализ. Расчленение целого объекта на отдельные части.

4.синтез. Соединение отдельных частей, элементов в одно целое. Рубинштейн считает, что основным звеном мышления является анализ через синтез. Он полагает, что анализ осуществляется для того, чтобы показать какую – либо вычлененную сторону объекта, а это возможно только в результате приведения изучаемой стороны объекта во взаимодействие с другим объектом. Привести во взаимодействие означает произвести синтез. Таким образом, получается, что анализ происходит через синтез.

5.классификация. Разбитие некоторой совокупности объектов на группы, внутри которых объединяются сходные между собой объекты. Классификация всегда производится на основе некоторого классификационного признака. Ученики могут классифицироваться по успеваемости.

6.систематизация. Классификация классификаций.

7.абстрагирование. Вычленение в объекте какого – то определенного свойства и отчленение от других его свойств.

8.конкретизация. Подведение данного случая под общие правила.

Мыслительные операции взаимосвязаны друг с другом и вместе реализуют процесс мышления. Эти операции всегда выполняются над каким – то материалом (психическим, медицинским и другим). Если человек не владеет этим материалом, то и сами операции становятся невозможными. Очень важно, чтобы формирование мыслительных операций сопровождалось усвоением необходимых предметных знаний.

7.Формирование понятий.

Процесс формирования понятий у человека исследовал Л.С. Выгодский. Для этого он использовал разработанную совместно с Сахаровым методику двойного стимулирования. В этой методике использовались два вида стимулов:

Первый выполняет функцию объекта. Такими объектами были картонные фигуры, которые отличались по форме, величине, высоте и цвету.

Второй выполняет функцию знаков, с помощью которых организовывалась деятельность испытуемых с объектами. Такими знаками выступали искусственные слова (МУК, ДАН, РЕН и другие).

Фигуры расставлялись перед испытуемым в беспорядке. Экспериментатор берет одну фигуру и показывает испытуемому прикрепленную снизу надпись. Затем эта фигура ставится на специальное поле доски и ребенка просят подобрать к этой фигуре все остальные, имеющие такое же название. Объяснялось, что эти фигурки – игрушки чужого народа и поэтому так называются. За правильно выполненное задание ребенку дается приз.

Опыт показал, что развитие понятий, то есть приобретение словом своего предметного значения происходит в несколько ступеней, что было установлено путем анализа того набора предметов, который составлял ребенок:

1-образование неупорядоченного множества предметов, в котором предметы объединены без достаточного внутреннего родства.

2-образование комплекса предметов, объединенных на основе объективных связей, существующих между этими предметами:

- ядерная структура

- цепочная структура (сходны по одному признаку).

3-коллекция (подбираются предметы по отличию, но набор признаков, не соответствует понятию). В основе комплекса лежат конкретные фактические связи между предметами. Следующая фаза – потенциальные понятия. По своим признакам набор предметов полностью напоминает понятия, но по внутренним операциям это еще не понятия.

4-собственно понятия. Здесь в основе понятия лежат мыслительные операции – абстрагирование и обобщение признаков.

8.Методы изучения понятийной сферы человека.