Ощущение. Свойства и виды ощущений. Психофизика Фехнера. Закон С.С.Стивенса, страница 10

2-нативистская теория – предполагает существование системы врожденных, не основывающихся на опыте, образов. Это представления о пространстве (движение в пространстве).

В споре между этими двумя точками зрения он склонен различать три вида образа:

1-образы в представлении – образы, отвлеченные от текущих чувственных впечатлений, образы воспринятых ранее объектов и сохраненных в памяти.

2-перцептивные образы – образы восприятия, сопровождающиеся чувственными впечатлениями. В них присутствует то, что сейчас актуально воспринимается и то, что воспринимается из памяти (пример с комнатой, когда наступает темнота).

3-первичный образ – совокупность впечатлений, формирующихся без влияния прошлого опыта человека и не содержащего ничего, что есть в чувственных впечатлениях.

Отсюда видно, что один и тот же образ может иметь различную чувственную основу. Ощущение и память постоянно дополняют друг друга. Между ощущениями и представлениями о предметах нет однозначной зависимости. По Гельмгольцу, наши представления о предметах являются символами, знаками, а свойства объекта – результат действия объекта на органы чувств.

Е)Теория перцептивных гипотез Бруннера.

У него процесс познания протекает в форме возникновения гипотез, их проверки и принятия решения. Восприятие начинается с некоторого ожидания или гипотезы. Это позволяет человеку реагировать на актуальные события и предвосхищать будущие события. Познание не является простым копированием окружающего мира. Эта модель время от времени и частично сопоставляется с поступающей извне информацией.

Модель мира – целостная система ожиданий, из которых берутся конкретные перцептивные гипотезы. В гипотезах содержится предположение относительно категории, к которой может быть причислен объект. Модель мира – система взаимосвязанных категорий, обладающих различной степенью готовности.

Таким образом, перцептивный образ – результат соотношения стимуляции и модели мира. Его результатом является отнесение источника стимуляции к определенному классу объектов.

Недостатки:

1-игнорирование индивидуального, неповторимого в воспринимаемом объекте, так как объекты воспринимаются как категории определенного класса, обладающие общими свойствами, характерными для этого класса.

2-модель приносится в процесс познания извне и не находится в причинной связи с объектом. С его помощью происходит не копирование, а кодирование окружающей среды.

3-отрицается предметность и пристрастность образа, так как категории, классы являются логическими понятиями, которые не могут быть пристрастными.

4-неадекватно принимается роль культуры в восприятии.

Исходные категории, по Брунеру, являются врожденными, а язык  культура лишь усиливают возможности познания мира.

Ж)Теория перцептивного цикла Найссера.

Он определяет познавательную активность как активность, направленную на приобретение, организацию и использование знаний. Усвоенная ранее информация определяет, что будет воспринято в последствие. Влияние прошлого опыта на будущее определяется посредством схемы. Ее основная функция состоит в предвосхищении событий или внешнем мире, которые должны наступить. Они участвуют в восприятии, определяя сбор информации об этих событиях.

Схема Найссера:

1-схема – часть полного перцептивного цикла, который является внутренним по отношению к воспринимающему.

2-схема модифицируется опытом и специфична по отношению к воспринимаемому.

3-схема воспринимает информацию извне и изменяется под ее влиянием.

4-схема направляет исследовательскую активность субъекта, в результате чего поступает новая информация, которая изменяет дальнейшее изменение схемы.

5-каждая схема вложена в более широкую схему.