Ощущение. Свойства и виды ощущений. Психофизика Фехнера. Закон С.С.Стивенса, страница 14

Целостность восприятия обнаруживается уже у животных, так как и они живут в мире предметов. Экспериментально это доказал Келлер. В его опыте использовались две кормушки для кур темно – серого и светло – серого цвета. К темно  серой зерна приклеивались и куры не могли склевать их, а на светло – серой лежали свободно. Отсюда куры приучились кормиться в светло – серой кормушке. После этого темно – серую кормушку убирали и заменяли ее почти белой. Куры к белой кормушке шли. В третьей серии опыта предъявлялись темно – серая и черня кормушка. Куры шли к темно – серой кормушке. Таким образом, они реагировали не на абсолютный цвет кормушки, а на отношение между цветами, они шли к более светлой кормушке.

Целостность восприятия лежит в основе некоторых иллюзий. Перцептивные операции, лежащие в основе восприятия отношений, позволяют отражать наиболее общие особенности организации внешнего мира. Благодаря целостности, мир воспринимается не хаотическим скоплением цветовых пятен, звуков, а как определенным образом организованное целое. Благодаря целостности восприятия, музыкальные звуки складываются в мелодию, которою мы узнаем, когда она исполняется в разных тональностях.

3.Константность восприятия.

Константность восприятия – это относительная независимость воспринимаемых свойств объекта от изменений в условиях восприятия, то есть это независимость перцептивного образа от проекции объекта на рецепторы. Таким образом, благодаря константности предметы воспринимаются относительно постоянными по величине, форме, цвету и так далее.

Существует множество видов константности восприятия. Наиболее важным является стабильность видимого мира, или константность зрительного направления. Она заключается в том, что при движении глаз наблюдателя (или его самого), движущимся воспринимается сам человек, а окружающий мир неподвижным. Существует два подхода к объяснению данного механизма константности:

Первый подход объясняет стабильность видимого мира, наличием в зрительной системе информации о собственном движении глаз наблюдателя. В рамках этого подхода имеется несколько теорий:

- реафферентная теория Хольста. Он предположил, что смешение сетчаточного изображения на некоторый угол может быть результатом двух событий: - смещение глаза

                                                                                                                 - смещение объекта.

Смещение глаза дает зрительной системе реафферентный сигнал, а смещение объекта – энеаферентный сигнал. Зрительная система при смещении сетчаточного изображения каждый раз решает задачу выделения из этого афферентного сигнала его реафферентной части. Хольст предположил: - источниками информации для зрительной системы о реафферентном сигнале является несколько моторных команд, хранившихся в ЦНС. 

- этот реафферентный сигнал вычитается из афферентного и результат определяет наше восприятие.

Эта теория подтверждается иллюзией смещения зрительного пространства, когда глаз смещается механически (пальцами), а во время произвольного скачка глаза такое смещение отсутствует. В пользу этой теории говорит также факт возникновения иллюзорного смещения объекта при попытке переместить взор, когда человек страдает от частичного паралича глазных мышц.

- реафферентная теория Хелда. Он уточнил теорию Хольста. Предположил, что моторная копия поступает в некоторое гипотетическое устройство, коррелятивный накопитель, который играет роль своеобразной памяти. В этом накопителе запоминаются все сочетания моторный копий и сопутствовавших им реафферентных сигналов. Когда в коррелятивный накопитель поступает текущая моторная копия, то выбирается одни из реафферентных сигналов, который посылается в следующее устройство – компаратор, где происходит вычитание этого реафферентного сигнала из афферентного. Выбор реафферентного сигнала из накопителя осуществляется на основе частоты и временной близости. Выбирается тот реафферентный сигнал, с которым чаще всего встречалась данная моторная копия. Теория Хедлда позволяет объяснить прижизненное научение зрительной системы.