Актуальные проблемы развития процессов физического воспитания в ОУ г. Екатеринбурга, страница 2

·  внеклассные и внешкольные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.

К сожалению, сегодня приходится признать, что только в начальном звене с физической культурой дело обстоит более или менее благополучно. Хотя нередко уроки физкультуры проводят учителя начальных классов. Есть элементы систематически поставленной работы на уровне 5-8 классов, а вот в старшей школе эта система начинает давать сбои. В результате к 10 классу  появляется наибольшее количество учащихся, освобобождённых от занятий в основной группе. А всего по городу 7470 учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, из них посещают занятия всего 1669 ребят. Причина кроется в первую очередь в отсутствии квалифицированных и грамотных специалистах. Надо сказать, что вопрос укомплектованности образовательных учреждений  учителями физкультуры остаётся одним из самых сложных. Это зависит и от специфики предмета, и от условий работы. .Большая часть преподавателей работает на полторы и две ставки. Кроме того, в отличие от остальных педагогов, приходится выдерживать ещё и колоссальные физические нагрузки, выполняя не только основную, урочную деятельность, но и занимаясь организацией спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий: чемпионатов, соревнований, олимпиад. На сегодняшний день 19 ставок учителей физкультуры находится на вакансии.

Но, несмотря на это, требования к профессиональной подготовке учителей физического воспитания не снижаются. Напротив, именно на нём в большей степени лежит ответственность за здоровье, формирование физических качеств растущего человека.

И радует то, что наряду с проблемами, в общеобразовательных учреждениях Екатеринбурга №№ 132, 69, 201, 219, 168, 167, ДОУ №№ 62, 45  и многих других используются разнообразные формы индивидуализации физического воспитания, реализуются программы с эколого-валеологической, реабилитационно-оздоровительной направленностью.

В практике работы ряда ДОУ активно используются новые технологии физического воспитания детей: фитбол, психогимнастика, ритмика.  Над созданием модели мониторинга здоровья дошкольника работает коллектив детского сада № 308. Инструкторами по физическому воспитанию ДОУ №№ 253 Н.В. Машканцевой Октябрьского и 419 Ленинского района Захаровой Еленой Адольфовной занятия с малышами по программе «Физическая культура – дошкольникам» проводятся на основе результатов диагностики физической подготовленности детей. Игровой подход к оздоровительным занятиям своих воспитанников использует воспитатель ДОУ № 120 Орджоникидзевского Л.А. Хакимьянова.

Уходит в прошлое убеждение, что за счёт активных методик на уроке физкультуры, за счёт увеличения объёма двигательной активности занятий можно улучшить физическое здоровье обучающихся. Сегодня задача состоит  в том, чтобы сделать деятельность педагога, направленной на индивидуальные особенности и возможности каждого ученика. В соответствии с таким подходом смещается акцент с физической подготовленности на повышение практических умений, их эффективного использования в жизни. Это повышает эмоциональность, разнообразие, нешаблонность учебных  занятий.

Заслуживает внимания опыт методического объединения учителей физкультуры ОУ № 66 (руководитель Борис Павлович Башмаков), разработавших матрицу реализации ГОС НРК по физической культуре и  систему личностно-ориентированного подхода на уроках физвоспитания. Разнообразные игровые приёмы с целью коррекции и компенсации дефектов физического развития своих учеников применяет на уроках учитель  СКОШ № 72 Анатолий Александрович Гридчин. Высокого уровня психологического комфорта за счёт предоставления учащимся свободы выбора видов деятельности добивается педагог лицея № 110 Наталья Сергеевна Устюжанина.

Обобщая опыт этих и многих других специалистов в области физического воспитания, с целью  повышения научно-методического и профессионального уровня педагогов, Управление образования администрации г. Екатеринбурга уже много лет проводит  постоянно действующий семинар. Тематика встреч разнообразнаи отвечаетзапросам педагогического сообщества. Для участия в работе семинара привлекаются ведущие специалисты из ДЮСШОР № 3, «Уралочка», «Юность», преподаватели кафедры физического воспитания УГТУ-УПИ.