Психология творчества. Составляющие творчества в теориях различных ученых, страница 8

Таким образом, творчество в психологии рассматривается в контексте личности и самосознания. Например, в основу предлагаемой В.В.Рыбалка классификации способностей к научно-техническому творчеству положена мысль Г.С.Костюка о возможности рассмотрения структуры личности в "горизонтальном" и "вертикальном" измерениях. Реализация принципа двумерности структуры личности составляет наличие двух основных взаимно пересекающихся измерений или шкал: "социум - субъект - индивид" и "объект - субъект - объект". В соответствии с этим способности к научно-техническому творчеству целесообразно классифицировать по вертикали (если учитывать фактор "онтогенетической давности" в его крайних полюсах). Тогда можно выделить шесть уровней или подструктур творческих способностей, которые характеризуют: 1) общение и межличностное взаимодействие; 2) направленность; 3) характер; 4) опыт; 5) психические процессы; 6) психофизиологические свойства. По "горизонтальной" же шкале "объект - субъект - объект" классификации можно выделить во всех "вертикальных ее уровнях основания классификации, которые соответствуют главным компонентам деятельности субъекта... Имеются в виду такие четыре группы творческих способностей, как:

1) информационно - познавательные способности;

2) способности к мыслительной переработке, генерированию, преобразованию научно-технической информации, принятию решений, формулированию гипотез, идей, целей, программ;

3) способности к исполнению решений, к достижению творческих научно-технических результатов;

4) эмоционально-чувственно-волевые качества.

Таблица 1 Структура способности личности к научно-техническому творчеству

Информационно-познавательные способности (поиск, прием, первичная сенсорно–перцептивная переработка и хранение информации)

Способности к мыслительной переработке, генерированию научно-технической информации, принятию решений, формулированию гипотез, идей, целей, программ, проектов (преобразование информации, программирование и регуляция сложных форм поведения)

Способности к исполнению решений, реализации планов, к достижению творческих результатов (исполнение и контроль решений)

Эмоционально-чувственно-волевые качества творческой личности (эмоционально-чувственно-волевая регуляция творческой деятельности)

I. Способности творческой личности к коммуникации, общению и межличностному взаимодействию

1. Способность к поиску и изучению научной, технической информации

2. Способность к систематизации фактов, принципов, закономерностей

3. Способность к изложению своих мыслей, идей в виде заметок, тезисов, статей, к изданию рассказов, стихов, научных, фантастических произведений

4. Любовь к чтению и изучению научной, технической, фантастической литературы

5. Способности к поиску и получению новой научно-технической информации в ходе устного общения, диалога с творчески мыслящим человеком

6. Способность к пониманию новых, нестандартных мыслей, идей, выдвинутых собеседником

7. Способность к самовыражению в форме устных выступлений с научным сообщением, докладом, лекцией

8. Уважительное, корректное отношение к собеседнику в процессе устного общения, даже если он не очень нравится

9. Способность к восприятию, переработке и обсуждению идей, к творческому общению в коллективе

10. Способность к коллективному принятию творческих решений, сотрудничеству и взаимодействию с другими

11. Способность организовать творческую группу, стать ее лидером

12. Уважение к мнению коллектива, к точке зрения творчески мыслящих людей

13. Способность порождать новую информацию, генерировать идеи

14. Способность подолгу оставаться одному при обдумывании проблем

15. Способность к использованию информации, идей, знаний, в собственной творческой работе

16. Чувство собственного достоинства, проявление независимости, осознание собственного “я”

II. Направленность творческой личности

17. Широта интересов в области науки, техники, культуры

18. Глубокий действенный интерес к определенной сфере науки и техники

19. Стремление к совершенствованию существующих научных знаний, к улучшению технических объектов

20. Любовь к науке и технике

21. Стремление к обладанию новыми фактами, принципами, закономерностями в области науки и техники

22. Стремление заглянуть в будущее и мысленно его вообразить

23. Гуманизм, желание приносить добро, пользу людям и обществу своим творчеством

24. Стремление и вкус к непрерывным творческим поискам

25. Склонность к творческой работе в любое время дня, в том числе на отдыхе

26. Склонность к технике и техническому творчеству

27. Трудолюбие, любовь к творческому труду

28. Склонность к науке, стремление к открытиям

29. Интерес к постановке творческих целей, формулировка проектов в определенной области науки и техники

30. Постоянная нацеленность на труд, на достижение творческих результатов

31. Любовь к истине

III. Характер

32. Любознательность

33. Активность

34. Настойчивость, упорство

35. Преданность цели, вера в нее

36. Инициативность

37. Оригинальность, уклонение от шаблона

38. Находчивость, изобретательность

39. Остроумие, склонность к “игре”, к юмору

40. Прямота, непосредственность

41. Непринужденность, внутренняя раскрепощенность, свобода

42. Критичность мышления

43. Честность перед собой

44. Терпимость к неясности, двусмысленности, неопределенности

45. Смелость ума и духа

46. Готовность к риску, бесстрашие мысли

47. Уверенность в себе, эмоциональная устойчивость в условиях неопределенности

48. Взыскательность, стремление не довольствоваться приблизительными сведениями, а добраться до сути

49. Безграничное терпение при долгом обдумывании, неторопливость в вынесении окончательного решения

50. Дисциплинированность, организованность ума, высокая самоорганизация

51. Чувство здравого смысла

52. Чувство ответственности

53. Порядочность

IV. Творческий опыт личности

54. Способность к быстрому приобретению новых знаний (“рождаться каждый день заново”)

55. Способность к формированию глубоких и систематических знаний в определенной области науки и техники, поглощенность ее проблемами

56. Способность к проведению научных исследований и экспериментальное мастерство

57. Желание к саморазвитию

58. Широкий кругозор, обширность знаний, знакомство со многими областями знания и культуры

59. Способность к интенсивной работе ума

60. Способность к разработке стратегии деятельности по достижению научной или технической цели

V. Качества психических процессов творческой личности

61. Способность замечать вещи ускользающие от внимания

62. Широко распределенное внимание (“боковое мышление”) при условии, что проблема становится доминантной

63. Необыкновенная напряженность внимания, умение сосредоточить внимание на какой-то проблеме

64. Эмоциональная устойчивость при напряженном творческом поиске, устойчивость при столкновении с противоречиями, стойкость к разочарованиям, критике, неудачам, успеху

65. Техническая наблюдательность, точность глазомера

66. Способность к пониманию структуры и функций технических устройств

67. Способность к конструктивно – технической деятельности

68. Восприимчивость к фактам, закономерностям, законам

69. Способность к обобщению фактов, к формулированию понятий, выявлению закономерностей (индукция) в ходе исследования вопроса или проблемы

70. Способность к конкретизации, к применению понятий и закономерностей в практической деятельности (дедукция)

71. “Открытость” по отношению к новому

72. Впечатлительность, способность удивляться, приходить в волнение при столкновении с новым или необычным

73. Восприимчивость к несоответствиям, противоречиям, пробелам в картине окружающего мира, расхождениям между принятыми теоретическими объяснениями и фактами

74. Способность к творческому анализу - выделению существенных, необычных, элементов изучаемой проблемы

75. Способность к творческому синтезу - к составлению сложных, оригинальных, полезных структур из множества элементов изучаемой проблемы

76. Целостность восприятия, системность

77. Способность к непосредственному усмотрению закономерности

78. Способность к словесному формулированию решений

79. Чувство гармонии, прекрасного

80. Зоркость в поисках проблем, умение обнаруживать их там, где для других все ясно

81. Способность выдвигать и критически рассматривать гипотезы, ставить острые вопросы, находить и формулировать задачи и проблемы

82. Способность к действию “в уме”, напряженной разработке идей во внутреннем плане действий

83. Чувство сомнения в абсолютной истинности и полноте знаний и связанное с ним желание доказать свою точку зрения

84. Творческая готовность памяти выдать нужную информацию ко времени

85. Способность к прогнозированию, дар предвидения

86. Легкость генерирования идей, быстрота, оперативность мышления, легкость формулирования идеи, беглость речи

87. Легкость ассоциирования отдаленных друг от друга понятий, оригинальность ассоциирования

88. Способность к сближению понятий, установлению связей между ними

89. Способность к творческому воображению, фантазии, выдумке, пространственному воображению.

90. Чувство вдохновения в процессе творчества

91. Способность к формированию стратегии случайных поисков (проб и ошибок)

92. Способность оперировать с нечеткими понятиями

93. Способность к оценке, выбору одной из многих альтернатив до ее проверки

94. Способность к аналогизированию, нахождению аналогов как важной стратегии творческих поисков

95. Стратегия противопоставления, реконструирования

96. Способность к комбинированию, к реализации стратегии комбинаторных преобразований

97. Способность легко преодолевать умственные границы и перегородки, гибкость при переходе от одного класса явлений к другому; способность быстро отказаться от скомпрометированной гипотезы, непредубежденность

98. Интеллектуальная инициатива, выражающаяся в смелом выдвижении новых оригинальных идей

99. Нестандартность мышления проявляется в сочетании зоркости в поисках проблем, гибкости ума, легкости генерирования идей и способность к отдаленному ассоциированию

100. Способность творчески применять стандартизированные элементы научно-технического достижения – правила, инструкции, нормативы, стандарты, константы, закономерности

101. Способность к совершенствованию первоначального замысла, к доработке деталей, к мучительной кропотливой его доводке до уровня совершенства

102. Способность начать, продолжить и завершить процесс научно-технического творчества, доведение работы до общественной ценности развития

103. Собранность и волевой настрой на завершение начатого

104. Способность предвидеть положительные и отрицательные последствия осуществления своих планов и идей

105. Способность к представлению научных идей и технических решений в виде формул, графиков, рисунков и т. д.

VI. Биологически обусловленные свойства нервной системы по И.П.Павлову

106. Основные свойства нервной системы по И.П.Павлову

107. Сензитивность (связана, в основном, со слабостью нервных процессов торможения и возбуждения)

108. Подвижность (инертность) основных нервных процессов.

109. Работоспособность (связана, в основном, с силой нервных процессов торможения и возбуждения)

110. Тип нервной системы – художественный, мыслительный и средний и вытекающий из него стиль познавательной деятельности.

111. Экстравертность и интравертность личности.

(по Г.Айзенку)

112. Эмоциональная лабильность, стабильность

Основные свойства нервной системы по В.М.Русалову

113. Эргичность

114. Пластичность

115. Темп

116. Эмоциональность