Психология творчества. Составляющие творчества в теориях различных ученых, страница 2

В своих рассуждениях П.К.Энгельмейер пытается применить трехакт процесса творчества к объяснению структуры личности. Творческая личность является совокупностью трех следующих факторов: интуитивного, дискурсивного и активного. К дискурсивному фактору творческого процесса П.К.Энгельмейер относит самосознание. В анализе творчества П.К.Энгельмейер предвосхитил многие позднейшие достижения психологической науки. Так, он ставил задачу разработки "теории человеческой деятельности", предлагая назвать ее "активизмом", что в последующем осуществили А.Н.Леонтьев и С.Л.Рубинштейн и их последователи. В своем анализе деятельности П.К.Энгельмейер предлагает ее разделение на внутреннюю - "мышление" и внешнюю - "материальное действие". Он упрекает мыслителей за то, что они односторонне представляют себе творческий процесс как деятельность теоретическую и игнорируют практическую, "физиологическую сторону". Современная психология творчества, как будет показано ниже, тоже заслуживает этого упрека. Вместе с тем в рамках психологии труда и инженерной психологии внимание психологов неправомерно, на мой взгляд, сузилось до интереса к труду в сфере материального производства и за пределами внимания специалистов по психологии труда остались процессы труда в сфере науки, искусства, как не относящиеся, якобы, к их специализации, а имеющие "свою" отрасль психологии: психологию искусства, психологию творчества. Такое проведение границ между отраслями психологии, на мой взгляд, является неправомочным и ведет к обезличиванию знаний о творчестве человека. Наряду с техническим, научным, художественным творчеством О.В.Гаман выделяет также историческое творчество людей. Он же дает свое определение творчества: "Творчество есть сознательная, целесообразная деятельность социального субъекта, протекающая в формах материального и духовного производства, направленная на прогрессивное изменение объективной реальности и самого субъекта деятельности. Высшей целью творчества выступает свободное саморазвитие его субъекта. В целом с таким определением можно согласиться, но, как будет показано ниже, возражение вызывает акцентуация на прогрессивном характере деятельности творца. Многие исследователи выделяют в качестве основания классификации творчества и творческих деятелей "...по отношению их к результатам своего творчества". В рамках этого подхода автор выделяет две группы людей: 1) люди практические, планомерно реализующие свою (или чужую) идею и 2) люди, вечно сомневающиеся, утописты. Иными словами, речь идет о людях с результирующей и процессуальной мотивациями. М.А.Блох, в частности, приводит слова Д.И.Менделеева о том, что он находит удовольствие в процессе творчества, а не в результате.

Ф.Ю.Левинсон-Лессинг рассматривает творчество состоящим из трех этапов: 1) накопление фактов, 2) возникновение новой идеи, 3) проверка и оформление в гипотезу или теорию. Ряд исследователей дают сходные описания этапов творческого процесса:

1.  Подготовка: накопление знаний по проблеме, формулирование задачи.

2.  Концентрация усилий (сосредоточение): упорная проработка проблемы до утомления.

3.  Передышка, переключение, отдых: отвлечение от решаемой проблемы.

4.  Озарение: приход решения в виде гипотезы, открытия, идеи, сюжета, замысла.

5.  Проверка, демонстрация, верификация: обобщение, оценка, доказательство.

Примерно такие же этапы (стадии) творческого процесса выделяет Вудвортс (1950) с той разницей, что он не включает в творческий процесс стадию передышки.

В результате многолетних исследований Я.А.Пономарев (1960, 1967, 1976, 1988) пришел к выделению следующих фаз творческого процесса:

-  Фаза логического анализа: используются те знания, которыми располагает субъект, поисковая доминанта нарастает, доминирует высокая осознанность действий и результатов.