Психология творчества. Составляющие творчества в теориях различных ученых

Страницы работы

Содержание работы


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Составляющие творчества в теориях различных ученых

2. Инверсионное мышление

3. Творчество как вид труда

Заключение

Литература


Введение

Проблема творчества издавна привлекала к себе внимание мыслителей. Наверное, нет ничего удивительного в том, что эта проблема интересовала прежде всего людей творческих. Г.Лейбниц очень определенно выразил смысл интереса к творчеству, к его механизмам следующими словами: "Я хотел бы, чтобы изобретатели дали нам историю путей, по которым они дошли до своих открытий. В тех случаях, когда они вовсе не сообщают нам этого, нужно попробовать отгадать эти пути дабы наилучшим образом использовать их произведения".

Ф.Батюшков в словаре Брокгауза и Эфрона определяет творчество в широком и узком смысле: "Творчество - в прямом смысле - есть созидание нового. В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь - ряд непрерывных изменений и все обновляющееся и все зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество - условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении и комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной или практической деятельности (творчество научное, поэтическое, музыкальное, в изобразительных искусствах, творчество администратора, полководца и т.д.).. В психологии творчество, как правило, определяется в узком смысле применительно к деятельности человека, но следовало бы учитывать и то обстоятельство, что генетические корни творчества уходят глубоко по лестнице эволюции и поэтому формула: "Природой творчества является творчество природы" очень точно отражает сущность этого процесса.

Систематичностью и комплексным подходом к изучению творчества отличается исследование П.К.Энгельмейера (1910, 1914, 1916). Автор предпринял попытку построения теории творчества и, надо отметить, что его изложение отличается всесторонностью охвата проблемы. Им выделены следующие признаки творчества: 1) искусственность - создание того, что не существует в природе в готовом виде; 2) целесообразность - замысел должен преследовать определенную цель, решать определенную задачу (отвечать какой-то потребности. - В.Т.); 3) неожиданность, новизна, которая может быть а) субъективной (нова только для самого творца) и б) объективной (нова для всех); 4) цельность - изобретение или открытие должно содержать одну идею, объединяющую все его части в целое.

1. Составляющие творчества в теориях различных ученых

Новизна изобретения или открытия имеет вид "трехчлена": принцип, система, конструкция. Для статуса изобретения нужен новый принцип, он повлечет за собой изменение системы и конструкции. Это имеет важное значение для патентоведения: кто изобрел принцип, тот имеет право автора и на системы этого принципа; кто изобрел систему, тот имеет право автора и на конструкции этой системы. процесс творчества П.К.Энгельмейер представляет в виде "трехакта":

I акт: интуиция, желание, замысел, гипотеза, идея, принцип;

II акт: рассуждение, экспериментирование, построение схемы или плана;

III акт: осуществление замысла, построение конструкции.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
168 Kb
Скачали:
0