Психология творчества. Составляющие творчества в теориях различных ученых, страница 4

I. Этап первоначального обследования задачи.

II. Этап практических или глазодвигательных проб как единиц исследовательской деятельности.

III. Этап спонтанной вербализации при столкновении с трудностями.

IV. Этап внешней речи для себя.

V. Этап исследовательской деятельности в форме внутренней речи. О.К.Тихомиров пишет о том, что эти этапы не заданы жестко, они могут повторяться. Кроме того, выделяется особый этап эмоционального предвосхищения еще не названного исследовательского действия. Говоря об интеллектуальной интуиции, О.К.Тихомиров отмечает, что это понятие охватывает установки, предвосхищения, догадки, симультанное охватывание отношений, эмоциональные предчувствования, бессознательную психическую активность. Отсюда следует, что интуиция не всегда бывает творческой. По мнению О.К.Тихомирова формировать можно лишь предпосылки самостоятельной творческой деятельности.

2. Инверсионное мышление

Дж.Диксон под "изобретательностью" (так он предпочитает называть способность к творчеству) понимает способность создавать новые идеи. Он считает, что "умение изобретать" можно развивать путем специальной тренировки. Для обоснования этого положения Дж.Диксон пытается дать характеристику "творческих личностей". Так, он отмечает, что творческие личности больше ценят теоретические и эстетические аспекты вещей, чем экономические и социальные. По шкале "рассудочность-восприимчивость" К.Юнга творческие люди принадлежат ко второй, они строят свои суждения опираясь больше на чувства, чем на размышления, их восприятие менее осознанно и более интуитивно. Отсюда Дж.Диксон делает заключение, что путем тренировки можно стать более восприимчивым и менее рассудочным, в чем помогают занятия искусствами. Обучение же по мнению Дж.Диксона ведет к формированию "психологической инерции", что означает привычку действовать по проторенной схеме. Справляться с психологической инерцией Дж.Диксон предлагает тем, что о ней просто нужно помнить. Противоположным психологической инерции или инерционному мышлению является мышление инверсионное (от лат. inversio - переворачивание, перестановка), которое А.Ф.Эсаулов характеризует как умение мыслить противоречиями, т.е. диалектически. Инверсионное мышление является составной частью диалектического мышления. Оно включает в себя следующие приемы :

1. Обратимость: человек поступает вопреки привычному (Суворов, чтобы остановить бегущих с поля боя солдат побежал вместе с ними, крича: "Заманим их, братцы. Заманим!");

2. Смещение внимания с одной части решаемой проблемы на другую: (камень с дороги можно убрать, не сдвигая его в сторону, а опустив вниз, для чего под ним выкапывают яму);

3. "Пусть случится заранее": если известно, например, слабое место в механизме, которое может сломаться, то почему бы не сломать его и не поискать уже после этого решение;

4. Замещение: мысленная замена объекта на другой, с которым возможно выполнить требуемое условие, а потом приспособление имеющегося под мыслимое (колокол не везти, а катить как бочку).

На вопрос об источнике творчества А.Ф.Эсаулов отвечает, что им является сама действительность. Это она требует смекалки, изобретательства, порождая на каждом шагу противоречивые ситуации. Он выявил четыре уровня конструктивно-технических преобразований с использованием инверсионного мышления:

1-й уровень: комбинирование объектов. Объекты стыкуются и расстыковываются в процессе их комбинирования. Например, стыкообразное объединение нескольких автомобильных шин позволило решить вопрос большой грузоподъемности и устойчивости автомобилей, тракторов и тому подобной техники. Гирлянды электростанций - решение проблемы создания больших мощностей электроэнергии. Автопоезда - увеличение объема перевозок. Объединение ковшей на элеваторе позволило ускорить транспортировку сыпучих веществ, горных пород и т.д. Чемодан, сделанный в виде веера, когда при раскрытии весь инструмент становится доступен.