Стиль управленческого общения. Основные формы психологической защиты, страница 5

Рассмотренные содержательные характеристики трехсторонней структуры общения, связанные с ними возможные трудности и барьеры, возникающие в коммуникативной деятельности, а также способы общения позволяют определить «высокоэффективное» или «компетентное общение», которое еще может называться «коммуникативной компетентностью».

Компетентное общение - это система внутренних ресурсов: коммуникативных, перцептивных, интерактивных, необходимых для построения и применения эффективного коммуникативного действия. Для овладения коммуникативной компетентностью необходимо иметь определенные знания и выработать соответствующие навыки и умения общения. Система знаний, навыков и умений компетентного общения включает:

1) коммуникативную сторону общения, предполагающую:

-  знание теории коммуникации;

-  умение установить психологический контакт;

-  умение учитывать особенности объекта коммуникативного воздействия;

-  умение строить логичное, аргументированное, эмоционально-образное сообщение, адекватное ситуации общения;

-  знание и умение пользоваться вербальными и невербальными средствами общения;

-  умение выбрать адекватные ситуации способы передачи информации;

-  умение учитывать информацию, идущую от партнера по общению, в ответ на «твою», осуществлять коррекцию своих сообщений;

2)         перцептивную сторону общения, предусматривающую:

-  знание теории социальной перцепции;

-  знание этикета;

-  знание этнокультурных норм общения;

-  умение адекватно воспринимать себя, партнера и ситуацию общения в целом;

-  умение точно и адекватно воспринимать физические и поведенческие характеристики «другого»;

-  умение точно представить цели, мотивы, установки партнера по общению;

-  умение увидеть себя глазами партнера по общению;

-  умение прогнозировать и воспринимать «отношение к себе другого»;

-  владеть навыками «активного слушания»;

3)         интерактивную сторону общения, включающую:

-  умение анализировать принятие управленческих решений;

-  знание теории взаимодействия людей;

-  умение распределить обязанности, функции, роли, задачи адекватно ситуации взаимодействия;

-  умение прогнозировать конфликтные ситуации;

-  умение вести себя в конфликтной ситуации;

-  умение разрешать конфликты;

-  умение корректировать взаимодействие.

Вместе с тем, сами по себе знания, навыки и умения компетентного общения не гарантируют успеха во взаимодействии как с коллегами по малой группе, так и с клиентами в процессе профессиональной деятельности. Эффективность общения зависит и от индивидуальности, психологических особенностей работника и клиента, психологии группы, характера решаемых профессиональных задач.

Вопросы для закрепления:

1. Какие виды мотивов влияют на выбор стиля общения?

2. В чем главное достоинство и недостаток авторитарного стиля общения? Приведите примеры.

3. В чем главное достоинство и недостаток демократического стиля общения? Приведите примеры.

4. В чем главное достоинство и недостаток либерального стиля общения? Приведите примеры.

5. Перечислите основные защитные механизмы личности.

Литература:

1.  Аксененко Ю.Н. и др. Социология и психология управления. – Ростов-н/Д: Феникс, 2001. – 512 с.

2.  Розанова В.А. Психология управления. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом». –  2003. – 416 с.

3.  Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов-н/Д: Феникс, 2001. – 512 с.