Стиль управленческого общения. Основные формы психологической защиты

Страницы работы

Содержание работы

Управленческая психология.

Тема: «Стиль управленческого общения»

Цель: дать студентам знания о стилях общения, учить устанавливать взаимосвязь с профессиональной деятельностью; применять знания на практике.

План:

1. Понятие «Стиль общение».

2. Характеристика разных стилей общения.

3. Параметры, определяющие эффективность стиля общения.

4. Основные формы психологической защиты.

5. Типичные ошибки, проявляющиеся в общении.

1 вопрос. Категория «стиль» применяется для системного описания проявления индивидуальности в деятельности и общении. Стиль общения характеризует отличительные признаки, свойства, черты и форму общения. Стиль общения отражает единство, целостность, структурную взаимосвязь активности человека и его относительную устойчивость при изменении ситуации.

Стиль общения - это индивидуально обусловленная система средств и способов общения с другими, направленная на решение задач деятельности.

Коммуникативные действия и операции регулируют два основных аспекта общения:

1)  предметно-функциональный, отражающий предмет совместной деятельности и процесс решения задачи. Этот аспект организуется с помощью команд, распоряжений, информирующих сообщений, запросов предметной информации и т.п.;

2)  личностно-смысловой, связанный с выражением отношения к личности другого человека, с созданием и реализацией взаимоотношений определенного типа: авторитарных, формально-субординационных, конформных, прагматических, доверительных, диалогических, отношений делового сотрудничества. Этот аспект организуется высказываниями солидарности, удовлетворения, согласия или возражения, недовольства, оценками качеств личности персонала, а также интонационными и неречевыми средствами.

Кроме динамического аспекта в дифференциации стилей общения, для выделения их типологического своеобразия необходимо учитывать и психологическую структуру личности, особенности ее психических процессов, состояний и свойств. При этом ведущим системообразующим фактором, задающим типологическое многообразие стилей общения, является мотивационный компонент.

Общение регулируется и направляется взаимодействием соподчиненных мотивов, оно есть полимотивированный процесс. В совокупности обоих аспектов - предметного и психологического - образуется определенный способ воздействия на другого человека. Так руководитель реализует свое отношение и к подчиненному, и к задаче. Следовательно, проявляется действие мотивов, направленных на достижение предметного результата, и мотивов, регулирующих отношения с подчиненными.

Первая группа мотивов выступает, как правило, в двух основных формах: как мотивы достижения (ожидания) успеха и как мотивы избегания неудачи, отличающихся по своему эмоциональному фону - побуждению (уверенность или тревога), а также по способу стремления к результату (активно-независимому или пассивно-выжидательному).

Во второй группе мотивов выделяются: мотив взаимопонимания, выражающий потребность в эмоциональной связи с другими, сознательного вовлечения их в решение профессионально важных задач; мотив власти, отражающий потребность в доминировании, утверждении своего влияния на других.

2 вопрос. С учетом полярного соподчинения мотивов и их участия в регуляции всех аспектов общения образуется схематичная модель стилей управленческого общения руководителя, в кото

В ходе эксперимента, проведенного психологами, сопоставлялись стили общения руководителей и соответствующие им характеристики управленческой деятельности. Было выделено четыре типологических стиля общения: «демократичный», «либеральный», «отчужденный» и «властный». Были установлены следующие характерные особенности:

Руководители с «демократичным» стилем общения предоставляют подчиненным возможность самостоятельно выбирать способы выполнения должностных задач, взаимодействие с ними осуществляется на доверии, подразумевается самоконтроль их деятельности, побуждение к инициативе с соответствующим поощрением. Координация повседневной деятельности осуществляется как руководителем, так и самостоятельно самими подчиненными. Больше внимания уделяется этапу целеполагания, где главным является обеспечение понимания подчиненными стоящих задач. Основными способами управленческого воздействия являются: информирование, разъяснение целей и задач профессиональной деятельности, побуждение к самостоятельности.

На уровне обыденного сознания подчиненные оценивают стиль управленческой деятельности руководителя как демократический, деловой, товарищеский.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
73 Kb
Скачали:
0