Стиль управленческого общения. Основные формы психологической защиты, страница 2

Руководители с «либеральным» стилем общения больше направлены на установление значимых межличностных отношений с подчиненными, идентификацию с ними, создание позитивного эмоционального фона в профессиональной сфере деятельности. Они находятся в определенной зависимости от мнений и оценок окружающих. Характерно избегание прямых требований, опасение за возможность совершить неправильные действия. Взаимодействие с подчиненными осуществляется на полном доверии с элементами попустительства, контроль за их деятельностью низкий. Координация совместной деятельности организуется стихийно. Основной метод воздействия поощрение. Подчиненные оценивают такой стиль деятельности как попустительский, либеральный, пассивный.

Руководители с «отчужденным» стилем общения в управленческой деятельности взаимодействие с подчиненными осуществляют директивными методами, придерживаются официальных отношений. Главное внимание уделяют своевременному доведению стоящих задач и детальному описанию условий их выполнения. Координация совместной деятельности осуществляется через руководителя с элементами самостоятельности в рамках должностных обязанностей. Инициатива подчиненных не поощряется. Основными способами управленческой деятельности выступают критическая оценка, увещевание, принуждение, побуждение. Подчиненные оценивают стиль управленческой деятельности как администраторский, директивный, бюрократический. Руководители с «властным» стилем общения нацелены на безоговорочное и своевременное выполнение профессионально важных задач любыми возможными способами. Они обеспечивают своевременную постановку задач и их уточнение. Координация совместной деятельности осуществляется только через руководителя, инициатива пресекается. Осуществляется постоянный личный контроль за деятельностью подчиненных. Основными способами управленческой деятельности являются принуждение и подавление. Стиль деятельности оценивается подчиненными как авторитарный, подавляющий, властный.

Приведенные данные свидетельствуют, что индивидуальные психологические особенности управленца, приводящие стиль общения к типологическому своеобразию, отражаются и в характеристиках его управленческой деятельности. Следовательно, стиль общения руководителя выражает особенности его управленческой деятельности. Краткие характеристики стиля общения руководителя приведены в табл. 2.1.

3 вопрос. Какой же стиль общения наиболее приемлем для управленческой деятельности? Ведь в зависимости от ситуации, характера решаемых задач, психологического портрета подчиненных эффективным может оказаться любой из приведенных стилей общения.

Каждый из приведенных стилей общения может быть эффективен в зависимости от обстановки. Однако проблема заключается в том, что у каждого руководителя существует некая фиксированность одного из стилей, преобладание применения одних и тех же средств и способов общения вне зависимости от обстановки. Поэтому цель коммуникативного развития каждого руководителя - овладение гибким стилем

Руководитель, обладающий гибким стилем общения, характеризуется высокой степенью адекватности отражения ситуации, использует такие средства и способы общения, которые позволяют обеспечить согласование целей участников общения. Это выражается в соответствующем понимании ситуации и достигается за счет адекватности самооценки и оценки других людей, учета их психологических особенностей и осуществлении адекватного воздействия на них с применением эффективных способов (приказ, обоснованное требование или дружеский совет, просьба и т.д.).