Стиль управленческого общения. Основные формы психологической защиты, страница 3

Невербальные средства общения при таком стиле соответствуют смыслу и содержанию высказывания. Руководитель с гибким стилем общения отличается хорошим эмоциональным самочувствием, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей, без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свои должностные обязанности. Такой стиль соответствует компетентному общению руководителя и предполагает переход от одного типологического стиля к другому в зависимости от конкретной ситуации.

Руководитель с ригидным стилем общения отличается неадекватным реагированием на ситуацию и, соответственно, воздействием на других, в большинстве случаев необъективно оценивает себя и других (переоценивает или недооценивает). В своих действиях он не ориентируется на оценку коллег, не понимает или понимает неправильно подтекст общения (ему обо всем нужно говорить прямо). В процессе общения у него проявляется плохое самообладание, подверженность влиянию настроения.

В обращении с другими человек с ригидным стилем не учитывает их индивидуальных особенностей, образовательного и культурного уровня, статуса, общается одинаково со всеми, излагает свои мысли в неприемлемой для адекватного понимания форме, что вызывает частичное или полное непонимание. Интонация, мимика, жесты значительно расходятся с текстом высказывания. Такой руководитель не может произвести нужное ему впечатление, использовать действенные в соответствии с ситуацией средства и способы (жестко требует там, где нужно просто попросить, и, наоборот, там, где нужно жестко потребовать, просит).

В конфликтной ситуации руководитель с таким стилем общается неадекватно, не учитывая свои возможности и возможности «другого», не убедителен, не может найти нужный тон. Такой стиль не соответствует компетентному общению руководителя и заключается в жесткой его фиксации.

В силу того, что психологическая ригидность у разных людей выражена в различной степени, выделяется переходный стиль общения, для которого характерно сочетание элементов гибкого и ригидного стиля. Нередко такой стиль является следствием «слабого звена» общения при восприятии или осуществлении воздействия на других людей.

Так, проявляя гибкость в понимании ситуации, личность с переходным стилем не может вполне адекватно реагировать или использовать эффективные способы воздействия. Это приводит к неполному соответствию стиля общения ситуации. Следовательно, при таком стиле сохраняется частичная противоречивость, нестабильность и непоследовательность. Переходный стиль общения частично соответствует компетентному общению и занимает как бы промежуточное положение между гибким и ригидным стилями. Причиной ригидности, т.е. неадекватности стиля общения определенной ситуации является сохранение стереотипных реакций на фоне действия механизмов психологической защиты.

Роль этих механизмов состоит в снятии эмоционального напряжения, возникающего вследствие трудной ситуации общения, неумении преодолеть «барьеры» общения. Причем снятие или уменьшение напряжения в результате включения защитных механизмов не сопровождается решением возникающих проблем в общении. Следовательно, защита является своеобразной полумерой, но позволяет достичь социально-психологической адаптации во взаимоотношениях с другими людьми.

4 вопрос. Рассмотрим основные формы психологической защиты.

1. Рационализация заключается в. подборе будто бы логически обоснованных и не вызывающих возражений у самого человека объяснений своей пассивности (или, наоборот, агрессивности) в общении, неудачных взаимоотношений с другими. Действительные причины неудач скрываются даже перед самим собой. Неудачи объясняются «стечением обстоятельств», «нехваткой времени» и т.п.