Стратегия беседы с пожилым человеком при его обращении к социальному педагогу

Страницы работы

Содержание работы

Как провести беседу с пожилым человеком, если он обратился в консультативную службу Центра в сфере социальной работы (к социальному педагогу) в связи с нарастанием душевного дискомфорта, чувства одиночества, снижением интереса к активной жизни, а может быть, и просто «поговорить по душам»?

Конечно, каждый случай такого общения по-своему уникален и во многом зависит не только от уровня знаний, профессионализма социального педагога, но и от его находчивости, способности найти решение, которое представляет особую ценность именно для данного пожилого человека. Хорошо известно, что далеко не всегда в таких Центрах есть специальная психологическая служба, да и не каждый пожилой человек пойдет на консультацию к психологу, нередко отождествляя его с психиатром (а посещение психиатра для многих - своего рода «табу», внутренний запрет).

Однако, на наш взгляд, можно (особенно начинающему свою практическую деятельность социальному педагогу) использовать примерно такую стратегию беседы.

Первый этап. Прежде всего важно войти в контакт с собеседником, постараться расположить его к себе (узнать имя и отчество, представиться, может быть, несколько фраз сказать о себе). Обычно это достигается небольшим разговором на нейтральные темы, которые могут возникнуть спонтанно (например, «Любители Вы гулять?», «Давно ли Вы были в...?» /назвать интересное место в городе/, Понравилась ли Вам /такая-то/ передача по ТВ?», «Когда Вы шли мимо... /назовите место/, не заметили ли Вы как-либо изменений, которые Вас удивили?»).

При этом важно найти какие-то точки соприкосновения интересов Ваших и Вашего собеседника, общие мнения о чем-то.

Как правило, после установления доверительных отношений переход к теме разговора осуществляется достаточно естественно и просто. Например: «Расскажите, пожалуйста, какие у Вас возникли трудности. Возможно, мы вместе сможем их разрешить». Или: «Можно я расскажу Вам об одном случае, который не выходит у меня из головы? Возможно, Вы мне поможете его лучше понять» и т.д.

Последний вариант часто оказывается более удачным, потому что человек легче раскрывается сам, если до этого к попытался понять другого.

Слушая рассказ пожилого человека о себе и своих проблемах, главное - не перебивать его вопросами, но при этом следить за тем, чтобы его речь не превратилась в «поток сознания». Обычно минут 10-ти достаточно, чтобы после это можно было начать диалог, в котором незаметно Вы сами перехватываете инициативу, постепенно уводя его от «болевых точек» в более «светлое и чистое пространство» человеческого бытия. Например, в монологе между прочим прозвучало слово «дети». Всегда есть возможность переключиться на эту тему или, по крайней мере, сделать на ней положительный акцент.

Главное - чтобы постепенно от эмоционально выраженного внутреннего смятения (может быть, раздражения, досады, агрессии), проявившегося в монологе, человек передел к достаточно уравновешенному типу общения и партнерским отношениям с собеседником-консультантом. Если процесс обсуждения проблемы осуществляется на раритетных началах, то окончательное решение должно быть принято самим человеком или, по крайней мере, он должен быть уверен в том, что сам принял такое решение.

В противном случае он достаточно быстро отторгнет его как только вернется в знакомую ситуацию и перестанет во внутренней речи слышать голос своего собеседника - социального педагога, убеждавшего его поступить так, а н иначе.

Вторым этапом такой беседы может стать самодиагностика пришедшим в консультационную службу пожилым человеком некоторых личностных качеств, особенностей которые могут существенно влиять на те проблемы, которые у него возникли.

Конечно, предварительно следует объяснить, почему так важно каждому человеку поглубже узнать самого себя и, возможно, самому найти какие-то дополнительные аргументы к тому предлагаемому решению проблемы, о котором выше и шла речь (естественно, возможны и другие аргументы - главное, чтобы предложение не носило сугубо рекомендательного характера).

Конечно, выполнение этих заданий и тестов не сможет дать пожилому человеку полного представления о своем психологическом состоянии (это может сделать только квалифицированный психолог).

Однако их выполнение поможет ему в спокойной обстановке (так как в этом случае нет обычно напряжения, которое всегда сопутствует человеку, когда его «проверяют») максимально непредвзято ответить на поставленные вопросы и получить для себя общее представление об объективной и апробированной специалистами оценке его психологического состояния. Несомненно, было бы очень хорошо, если бы в этой работе участвовал и психолог.

По собственному желанию пожилой человек может ознакомиться с дополнительной информацией (которую ему порекомендует социальный педагог) и выполнить либо все предложенные ему тесты, либо некоторые из них.

Возможно, для удобства работы информационные материалы и тесты могут быть заранее ксерокопированы, и тогда работа с ними значительно облегчается (в отдельных случаях она может быть выполнена и дома).

После ознакомления Вашего собеседника с дополнительной информацией и проведения самодиагностики целесообразно продолжить беседу (естественно, если пожилой человек выразит такое желание).

Похожие материалы

Информация о работе