Конфликты в системе учитель-ученик

Страницы работы

Содержание работы

Социальная психология

Тема: «Конфликты в системе учитель-ученик»

Цель: дать студентам знания о специфике данных конфликтов; учить устанавливать взаимосвязь с теорией конфликта; отработать навыки разрешения данных конфликтов.

План:

1 вопрос. Особенности межличностных конфликтов учителей и учеников

2 вопрос. Стадия взаимодействия в конфликте.

3 вопрос. Выбор конфликтного взаимодействия

4 вопрос. Тип конфликтного и неконфликтного учителя по личностным параметрам

5 вопрос. Разрешение конфликта

6 вопрос. Конфликты между учениками

Социально-педагогический конфликт это тип социального взаимодействия в  учебно-воспитательном процессе, характеризующийся противоречиями между субъектами по значимым для них аспектам взаимодействия. Эти конфликты имеют такую же структуру как и межличностные. Для того, чтобы правильно их разрешить необходимо знать структуру.

Объективными причинами конфликтов является нарушение основных типов взаимосвязей, устанавливающихся между учителем и учеником в ходе учебно-воспитательного процесса.

I. Выделяются следующие типы взаимосвязей:

1. Деловые, то есть возникающие по поводу учебной деятельности. Уровень этих взаимосвязей определяется:

¯ Целью учебной деятельности;

¯ Задачами учебной деятельности;

¯ Уровнем профессиональной и квалификационной подготовки учителя;

¯ Интересами, целями, склонностями ученика.

2. Личностные – определяются личностными особенностями учителя и ученика.

3. Взаимосвязи ролевого характера, то есть возникающие из необходимости учителя и ученика придерживаться определенных норм, правил, способов поведения, соответствующих роли ученика и учителя.

Естественно в процессе реальной жизни эти взаимосвязи пересекаются, и их выделение носит условный характер.

При нарушении взаимосвязей делового характера возникают учебные конфликты. Это такие, которые возникают в процессе учебной деятельности как реакция на препятствие на пути достижения целей учебной деятельности (н-р, ученик не работает на уроке; плохая подготовка учителя к уроку).

Конфликты личностной несовместимости. Они возникают при нарушении личностных взаимоотношений. Они могут возникнуть как в учебной, так и неучебной деятельности (н-р, обидчивость учеников; эмоциональная неустойчивость).

Когда не соблюдаются роли учителя и ученика возникают конфликты ожидания. Они возникают в учебной и неучебной деятельности как реакция на поведение, не соответствующее принятым нормам отношений между педагогом и учителем.

В реальной жизни выделенные конфликты встречаются в чистом виде очень редко. Они чаще носят смешанный характер. При помощи данной классификации можно описать все конфликты, встречающиеся в школе.

II. Субъективные причины конфликта

Их основой является субъективная значимость возникающих противоречий для учителей и учеников. Субъективная значимость всех противоречий выше у учеников. Там, где учитель еще не видит конфликта, ученик его уже осознал. Учителя считают, что нарушений взаимосвязей ролевого характера и личностных особенностей конфликты не возникают. Если они и возникают, то только по вине учеников.

Ученики в зависимости от пола по разному оценивают значимость противоречий. Противоречия более значимы для девушек. Следует помнить, что от педагогического стажа не зависит частота возникновения конфликтов.

III. Стадия возникновения конфликтов

Способы поведения учителей и учеников в конфликтной ситуации различны.

Для учителей характерны:

1.  избегание конфликтов, то есть противоречие осознается, но учитель старается от конфликта уйти, если нет, то

2.  сотрудничество, если оно не выходит, то

3.  компромисс, затем

4.  приспособление

5.  соперничество.

Девушки в конфликте с учителем ведут себя точно так же, а юноши по-другому. Для них характерно:

1.  соперничество;

2.  компромисс;

3.  сотрудничество;

4.  избежание;

5.  приспособление.

IV. Выбор конфликтного взаимодействия

1.  Открытое агрессивное противодействие ученика учителю. Это ссора, бунт, демонстративное неподчинение. К нему, по исследованию А. Реана, склонны 40% учеников, причем чаще прибегают девушки, чем юноши.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
60 Kb
Скачали:
0