Конфликты в системе учитель-ученик, страница 3

4.  Анализ аналогий. К этому способу прибегают 8% конфликтных и 10% неконфликтных учителей. Проводится в группе. Рекомендуется разыгрывать все возможные формы поведения. Разыгрывание и анализ всегда проводятся по схеме:

¯ Объективные причины.

¯ Субъективные причины.

¯ Способы взаимодействия.

¯ Решение ситуации.

Конфликты между учениками

Конфликты в детской среде – это ситуация столкновения и борьбы несовпадающих точек зрения, интересов, установок, которые появляются у детей в процессе их деятельности и общения. Конфликты, с одной стороны  мобилизуют их личностный потенциал и способствуют развитию самосознания, утверждению положительных сторон и преодолению отрицательных свойств личности. С другой – могут приводить к фрустрации, вызывать ощущение глубокой неудовлетворенности, тяжелые эмоциональные переживания, недовольство собой и окружающими людьми.

Причины возникновения конфликтов в детской среде (старшие школьники)

1.  несовпадение взглядов на происходящие вокруг события;

2.  неудачные попытки самоутверждения;

3.  некоторые личностные особенности;

4.  неудовлетворенность имеющимся кругом общения;

5.  физические недостатки;

6.  неадекватность поведения старшеклассников социальным ожиданиям.

Формы протекания конфликтов

1.  Скрытое состояние неудовлетворенности. Выражается в стойком несогласии с действиями окружающих; в равнодушии; высокомерии; самоизоляции.

2.  Пассивный протест. Это уход в мир фантазий, отвлечение от реальных проблем.

3.  Открытое столкновение (спор, ссора, драка, мстительность), то есть любое проявление аффекта.

Конфликты характеризуются спорадичностью, то есть в определенные моменты вспыхивают, затухают, наблюдается изменение направления. Это вызывает эмоциональную усталость участников. В этот момент они наиболее восприимчивы к мерам педагогического воздействия..

Типы конфликтов

1.  Ценностный. В основе лежат конкретные противоречия между имеющимися и несовпадающими ценностями. Этот тип конфликтов наиболее легкий, саморазрешающийся. Если он сложный и затянувшийся (н-р, ценности усвоенные в разных группах), то в него необходимо вмешаться. Форма выражения – самоизоляция. Конфликты, возникающие из-за разных уровней интеллектуального, волевого, эмоционального развития. Это сложный и затяжной тип конфликтов.

2.  Конфликт слома стереотипов поведения. В основе лежит противоречие между реальным жизненным опытом, старыми привычками, формами поведения и новыми требованиями. Это наиболее частые конфликты в среде старшеклассников (45%). Чаще всего протекают скрыто, но существенно влияют на все стороны жизнедеятельности класса. Рационально использовать косвенное педагогическое вмешательство в конфликт.

3.  Конфликты мгновенной эмоциональной разрядки. Вспыхивают в условиях неконтролируемого общения. В основе лежит противоречие между нарастающим эмоциональным напряжением и имеющимися навыками торможения. Завершается взрывом, эмоционалдьной разрядкой. Нанося вред и личности и коллективу. Быстротечны, встречаются часто. После бурного проявления наступает эмоциональная идиллия. Эти конфликты подавляются прямым педагогическим вмешательством.

Позиция учителя по отношению к конфликтам

1.  Нейтральная 10%. Педагог не замечает конфликт до тех пор, пока это не наносит вред его педагогическому мастерству. Это происходит потому, что или был неудачный опыт, или не знает, что делать, либо считает, что в этом ничего страшного нет.

2.  Позиция авторитарного вмешательства 40%. Педагоги считают, что любой конфликт надо подавлять.

3.  Позиция рационального вмешательства 50%. Учителя анализируют ситуацию, вмешиваются в нее, ведут к разрешению.

Способы вмешательства в конфликт.

1.  Прямые: административный, индивидуальная беседа, коллективное решение, метод взрыва.

2.  Косвенные: проигрывание ситуации, групповые беседы, видение других.

Вопросы:

Литература:

1. Андриенко Е.В. Социальная психология/ Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 264 с.

2. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.

3. Сухов А.Н., Бодалев А.А., Казанцев В.Н. и др. Социальная психология. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. – 600 с