Конфликты в системе учитель-ученик, страница 2

2.  Открытое спокойное противодействие. Ученик доказывает свою правоту спокойно, аргументировано, в вежливой форме. К этому способу прибегают 26% учеников, причем юноши чаще, чем девушки.

3.  Скрытое противодействие ученика учителю. Оно выражается во внутреннем несогласии с действиями учителя, его решениями. Оно проявляется через молчаливое игнорирование учителя, пропуски уроков, невыполнение домашних заданий и др. к нему прибегают 25% учеников, больше юноши, чем девушки.

4.  Пассивный протест – это сильные внутренние переживания, чувство обиды, эмоциональный дискомфорт в присутствии учителя, иногда слезы. Всего 9% учеников прибегают к этому способу. Он характерен как для юношей, так и для девушек.

Таким образом, юноши более склонны к конфликту, но проводят его в более спокойной форме. Девушки идут на конфликт реже, но он протекает у них более бурно.

Тип конфликтного и неконфликтного учителя по личностным параметрам. (Данные по 16-ти факторному опроснику Кеттелла, исследование А. Реана).

Конфликтный учитель.

Это человек доминантный, властный, жесткий в общении. Он нечувствителен к разного рода психологическим ситуациям. Самодостаточен, ориентирован на себя при принятии решений. Авторитарен, на фоне расслабленности и удовлетворенности собой. Он не очень коммуникабелен, обладает низкой эмоционально-волевой регуляцией. У него абстрактно-догматическая направленность интеллекта. Самооценка адекватная или несколько завышенная.

Неконфликтный учитель

Это человек мягкий, недоминантный в общении. Озабочен делами учеников. У него повышенная восприимчивость и чувствительность к разного рода ситуациям и отношениям. Он часто неудовлетворен собой, стремится к новому. Ориентирован на группу при принятии решений. Он более коммуникабелен. У него высокая эмоционально-волевая регуляция и практическая направленность интеллекта. Самооценка адекватная или несколько заниженная.

V. Разрешение конфликтов.Конфликт обязательно должен быть разрешен. Для его разрешения надо помнить, что в конфликте нет ни правых, ни виноватых. Всегда виноваты две стороны. Конфликт разрешаться должен конструктивно, то есть преобразовывать ситуацию, чтобы исключить возможность повторных конфликтов.

Если разрешать конфликт, минуя какую-то стадию, то это не приведет к успеху. Так как всегда такое разрешение является деструктивным.

Способы разрешения конфликта

1.  Индивидуальная беседа. К ней прибегает 47% учителей. Из них 28% - конфликтные и 56% - неконфликтные. Этот метод является конструктивным, если проводится в следующей форме:

¯ Проходит в форме диалога, подразумевая равенство сторон;

¯ Начиная беседу, учитель должен иметь собственную гипотезу о причинах возникновения конфликта, то есть заранее проанализировать ситуацию, продумать варианты течения беседы.

¯ Если в конфликте повинен сам учитель, извиниться и объяснить причину своего срыва.

¯ Если учитель уверен в своей правоте, необходимо аргументировано обосновать свою позицию; выслушать и принять во внимание точку зрения ученика и подвести к совместному принятию решений, так как совместное принятие решений снизит внутреннее напряжение.

¯ В процессе беседы проанализировать все ошибки в поведении, допущенные как учителем, так и учеником.; определить возможные более правильные формы поведения в подобной ситуации.

2.  Метод групповой беседы. К ней прибегает 12% конфликтных и 26% неконфликтных учителей. При использовании этого метода необходимо:

¯ Подготовить все варианты. Это может быть диспут; ролевая игра и ее обсуждение (предлагается ситуация аналогичная конфликту).

¯ Проводится так же как и индивидуальная беседа.

¯ Все ученики должны иметь возможность высказаться.

¯ Все обязательно подводятся к принятию группового решения.

¯ Руководит учитель.

¯ Не проводить в качестве судилища, так как это разбивает класс на группировки.

3.  Привлечение других лиц для разрешения конфликта. К этому способу прибегают 52% конфликтных учителей  т 8% неконфликтных. Это может быть совет с опытным педагогом с целью разобраться и вынести решение. Если другие лица призываются только для наказания, то конфликт снимается на время, так как причина конфликта не ликвидирована.