Начальные этапы развития игровой деятельности особенности игры в раннем возрасте, страница 5

Приведенный пример еще раз подтверждает: исследование и обыгрывание дополняют друг друга.

Заметна возрастающая у детей ориентация игровых действий на взрослого как партнера, от которого ждут одобрения и сочувствия («Погладь пушинку»).

Эмоциональный комфорт детей поддерживают игры-забавы с речевым сопровождением (взрослый говорит и за себя, и за ребенка). Например, воспитатель кладет на голову малыша платочек так, чтобы были закрыты глаза, затем снимает его: «Ку-ку! Где Петя? Вот он!» Проходя мимо ребенка, быстрым движением накрывает его руку: «Ап! Поймали! Скажи: «Пусти»,- и отпускает после просьбы ребенка. Шутливое действие можно повторить два-три раза, тем более что малыш сам подкладывает руку для игры.

Интересно проходит игра «Гуси-гуси», побуждающая детей громко проговаривать «га-га-га», «да-да-да» и бежать к воспитателю. Очень нравится малышам игра «Цирк». Взрослый ставит на свою ладонь игрушку и, не сгибая руку, медленно приподнимает ее со словами: «Выступает собачка Авва, смотрите и слушайте. Ав! Ав! Ав!» Затем так же медленно, не сгибая в локте, опускает руку. После этого выступают бычок, мишка и другие звери. Дети с удовольствием становятся «циркачами» и повторяют действия педагога.

В дальнейшем многие известные ситуации ребенок перенесет в сюжетно- отобразительную игру, и игрушки «оживут». Он будет с удовольствием играть с ними в «ку-ку» и накрывать их ладошкой: «Ап! Поймал!»

Подражая взрослому, малыш усваивает игровое отношение к предметам, приемы их мнимого одушевления, навык диалога, он учится управлять своим поведением и общаться с товарищами.

Важной предпосылкой развития игры может также стать опыт действий, совместных с персонажами сказок. В народной педагогике неслучайно закрепились приемы, позволяющие при рассказывании сказки опираться на действия детей, вместе с ребенком «проигрывать» ее содержание: «Сорока-белобока кашку варила» - малыш водит по ладошке пальчиком; у Курочки-рябы яичко разбилось - взрослый «плачет» вместе с ребенком, закрывая его лицо его же ладонями. Эти приемы помогают формировать у ребят представление о событиях, развивать воображение, умение действовать в мнимой ситуации.

При знакомстве детей раннего возраста со сказкой на первом занятии воспитатель подкрепляет свой рассказ картинками и действиями с игрушкой, изображающей тот персонаж, о котором идет речь. На втором занятии рассказ взрослого сопровождается лишь действиями с игрушечными сказочными персонажами (без картинок). На третьем занятии воспитатель только рассказывает, а детей побуждает показать, как, например, дед тянул репку и звал на помощь бабку; как стучались звери в теремок, и т. д. В дальнейшем малыш, слушая сказку, сопровождает ее определенными действиями, сочувствует сказочным героям, выражает желание им помочь.

Описанные приемы помогают развивать воображение малыша, а при использовании их в повседневном общении дают возможность установить с ребенком более тесный контакт. Например, если малыш расстроен, взрослый показывает ему знакомый персонаж и от его имени беседует с ребенком: «Я пришел к тебе в гости, хочу посмотреть, как ты быстро одеваешься (хорошо играешь и т. д.)», или: «Зайка хочет поучиться у вас правильно делать зарядку. Давайте покажем ему, как надо прыгать».

У детей второго года жизни начинает формироваться умение моделировать деятельность взрослого. Чтобы содействовать этому процессу, воспитатель использует различные приемы, в частности перенос игровой ситуации в новые условия, включение в нее разных персонажей: можно кормить или укладывать спать не только кукол, но и те игрушки, которые есть в группе.

Эту же игровую ситуацию можно использовать в бытовом общении: не просто убирать игрушки, а укладывать их спать или усаживать обедать (в зависимости от того, что должны делать дети). Если не хватает сюжетных игрушек, можно «уложить спать» кубик, колечко, машину - любую игрушку. Не стоит опасаться, что это помешает реалистическому отношению ребенка к действительности. Главная задача воспитателя - помочь малышу усвоить модель действия взрослого и реализовать свои знания в различных игровых ситуациях.