Начальные этапы развития игровой деятельности особенности игры в раннем возрасте, страница 4

Формирование игры детей второго года жизни - процесс сложный и многоплановый. Сложность заключается в том, что психологические механизмы, необходимые для игры, психические процессы еще находятся в стадии становления. В игре совершенствуются речь, воображение, наглядно-образное мышление ребенка, поэтому так важно создать условия для ее систематического, последовательного развития. Невнимание к игре со стороны взрослых приводит к тому, что упускается момент естественного педагогического влияния на формирование игровой деятельности. Самостоятельная же деятельность, лишенная игровых форм, значительно обедняется и не способствует гармоничному развитию ребенка. В результате малыша на более позднем этапе приходится обучать игре, а это требует очень больших усилий и зачастую оказывается неэффективным, похожим на дрессировку.

Конечным результатом развития игры к началу третьего года жизни должна стать способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого.

Исследователи отмечают: нельзя сформировать игру, если не развита деятельность с предметами, если предметы не вызывают у ребенка интерес, желание действовать с ними, не способствуют совершенствованию умения достигать практического результата путем, например, соединения объектов (кубик на кубик, платочек на катушку ниток, карандаш в отверстие катушки и пр.). Каждое такое действие сопровождается поощрением взрослого, и ребенок стремится к получению новых впечатлений.

Можно попытаться несколько изменить традиционную методику занятий по формированию предметных действий, с тем чтобы обучать не только конкретным действиям с данным предметом, но и общим способам преобразования, способам получения новых результатов

Существенно обогащается самостоятельная деятельность детей. Они подолгу заняты игрушкой: ставят на стол, на барьер, на подоконник, на платочек, на ладонь, на полку шкафа, кладут в карман, сажают в тележку. Это говорит об умении хорошо ориентироваться в свойствах предметов и производить с ними различные действия.

Характерно, что занятия сближают детей. Они с вниманием относятся к очередной выдумке товарища, радуются вместе с ним удачной комбинации, подражают друг другу. Один ребенок поставил игрушку на подоконник и прикрыл занавеской: «Ку-ку!» - и другой старается сделать то же.

Предложенные методические приемы развивают интерес к самым простым предметам, учат извлекать новые впечатления даже из малоинформативной игрушки. Соединение предметов, перенос действия на другие объекты, вариативное выполнение его в новых условиях - все это создает практическую основу для развития детской фантазии, воображения, является благоприятной почвой для перехода от предметной игры к сюжетной.

Совершенно не обязательно специально учить ребенка предметным игровым действиям. В ходе повседневного бытового общения с детьми взрослый обращается к предметам как к живым существам, создавая тем самым воображаемую ситуацию, характерную для игры. Например, собирая игрушки и вместе с детьми наводя порядок в группе, воспитатель говорит: «Кубик, кубик, а ты куда прячешься? Ну-ка, Маша, найди его, а теперь бросай в тазик - ап! Поймали тебя, кубик, вот так! Кого еще поймаем? Ну-ка, ищите их, ишь какие непослушные, разбежались по углам! Утя-утя, иди к нам! Мячик, ау, где ты? Ах ты, озорной мячик». И т. д.

Вовлечение в разговор с детьми различных одушевляемых взрослым предметов и образов, использование прибауток, потешек значительно стимулирует проведение режимных моментов: одевание, умывание, кормление и т. д.

Игровая форма общения в быту, конечно, с соблюдением чувства меры, решает одновременно несколько задач. Прежде всего создает хорошее настроение и эмоциональный комфорт в группе, что облегчает усвоение навыков самообслуживания. Но главное - формирует первоначальный игровой опыт ребенка на фоне которого он может легко включить в игровую ситуацию любой предмет, использовать в действиях с игрушками те же слова, что и взрослый.

Игровое отношение к предмету проникает даже в деятельность по его обследованию, изучению.