Начальные этапы развития игровой деятельности особенности игры в раннем возрасте, страница 2

При правильной организации воспитательной работы уже в первой половине второго года жизни дети начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов (игрушек), к отражению практических смысловых связей между ними, т. е. к обыгрыванию доступных пониманию ребенка сюжетов из его жизни. Например, если на этапе отобразительной игры ребенок качал куклу или прокатывал коляску, то теперь он сажает куклу в коляску и катает ее, подобно тому как это происходит ежедневно с ним самим и как ему это показал воспитатель. Ко рту куклы он подносит чашку и тут же несет ее к своему рту. Куклу кладет в кроватку. Действия малыша приобретают новое качество: они становятся не только предметно-специфическими, но и предметно-опосредованными, т. е. действиями, совершаемыми рукой, оснащенной каким-либо предметом для достижения практической или игровой цели (например, питье молока из чашки, использование кроватки для укладывания куклы, а кубиков - для строительства домика или ворот). По существу вся человеческая деятельность предметно-опосредованная. Вот почему так важно своевременно, в раннем детстве, сформировать эти действия и добиться, чтобы в самостоятельной игре они упрочились и обобщились.

Самостоятельная игровая деятельность ребенка второго и отчасти третьего года жизни протекает уже в форме сюжетно-отобразительной игры. При переходе от отобразительной к сюжетно-отобразительной игре решающее значение имеет не механическое формирование связей между отдельными действиями, а смысловое единство всей цепочки действий. Эти связи должны быть доступны пониманию малыша, близки ему в повседневной жизни. Однако воспитатель не может рассчитывать на то, что ребенок второго года жизни в состоянии самостоятельно обнаружить и воспроизвести в игре этот смысловой практический сюжет. Необходимо впечатления, полученные ребенком при ознакомлении с окружающим и в быту, закреплять на специальных дидактических занятиях, протекающих не только в форме наблюдения за действиями взрослого, но и в форме совместной игры взрослого с ребенком или группой детей. В процессе такого занятия ребенок узнает знакомый сюжет и, что особенно ценно, сам становится действующим лицом.

Овладение игровыми предметными действиями, как отмечала Н. М. Аксарина, происходит на основе подражания. Ребенок, наблюдавший, например, посадку пассажиров в автобус, легко узнает этот сюжет на занятии: воспитатель показывает большой игрушечный автобус, сажает в него кукол и говорит, что они поехали в гости к детям. Затем помогает каждой кукле выйти из автобуса, и все они идут к Маше, Пете, Вове, т. е. к детям, принимающим участие в игре-занятии.

Если воспитатель не создаст необходимых условий для формирования такой игровой деятельности, которая бы отражала знакомые сюжеты и передавала смысловые результативные связи между предметами, то знания детей будут непрочными, лишенными опоры на многократное вариативное их воспроизведение, а следовательно, не будут способствовать продвижению ребенка в его развитии.

После проведения дидактической игры-занятия (в нашем случае- с автобусом) воспитатель должен дать детям возможность поиграть с предметом, т. е. принести в группу несколько игрушечных автобусов, автомобилей, грузовиков, а также кукол, мишек, зайчиков соответствующего размера, обратить внимание малышей на то, что к ним приехали гости и хотят, чтобы их покатали, поиграли с ними.

Постепенно усложняя сюжеты, можно к концу второго - началу третьего года жизни значительно обогатить сюжетно-отобразительную игру детей.

Таким образом, для формирования сюжетно-отобразительной игры необходимо создавать целый ряд условий, к которым относятся:

·  обогащение детей яркими впечатлениями о доступных явлениях окружающей жизни;

·  вычленение в последующих играх-занятиях наиболее характерных для этих впечатлений моментов, а также основных способов игровых действий;

·  подбор игрушек и другого материала (их количество, сочетание, размещение);

·  руководство игрой в плане побуждения действовать по определенному сюжету, с последующим ненавязчивым вмешательством воспитателя (если это окажется необходимым).