Начальные этапы развития игровой деятельности особенности игры в раннем возрасте, страница 3

Характерной чертой самостоятельной сюжетно-отобразительной игры детей на рубеже второго - третьего года жизни является стремление многократно повторять те или иные игровые действия. Например, ребенок может  положить куклу в кровать, укрыть ее одеялом, затем поднять с кровати, снова уложить, укрыть и т. д. То же самое можно увидеть и в самостоятельной игре со строительным материалом: малыш иногда сооружает бесконечно  длинные заборы, дорожки и др. Если внимательно понаблюдать за ребенком, то можно заметить, что его действия на самом деле не трафаретны, а достаточно вариативны. Такую повторяемость действий и отображаемого сюжета психологи считают  закономерной и объясняют следующим образом: опыт, зафиксированный в данном способе действия, становится достоянием индивидуального опыта ребенка, т. е. он присваивает общественно-исторический опыт. Сюжетно-отобразительная игра становится основой для возникновения сюжетно-ролевой игры, характерной для дошкольного возраста.

В сюжетно-отобразительной игре детей второй половины второго года - начала третьего года жизни, при условии правильного и своевременного руководства со стороны воспитателя, появляются и новые достижения: малыши не только сюжетно воспроизводят знакомые результативные способы действий с предметами, но и начинают действовать характерно для определенного лица. Ребенок, как мама, готовит обед и кормит кукол; как доктор, ставит градусник медведю и делает укол кукле; как няня, моет посуду и складывает ее в шкаф. По форме игра остается прежней, однако содержание ее существенно меняется: предметно-опосредованные действия, совершаемые индивидуально играющим ребенком, осуществляются направленно, как бы в ситуации общения. Он стремится не просто достичь практического результата, а делает для кого-то: для куклы, для мишки и т. д. Фактически ребенок уже берет на себя определенную роль, но не заявляет о ней.

Для того чтобы сюжетно-отобразительная игра развивалась в указанном направлении, необходимо в конце второго года жизни не только знакомить детей с теми или иными формами социальной деятельности (езда на транспорте, починка садовых скамеек, приготовление пищи, перевозка грузов, кормление собаки и т. д.), но и подчеркивать, кто и что делает: шофер везет пассажиров в автобусе, плотник чинит скамейку, мама (повар) варит обед, строитель строит из кирпичей дом, девочка кормит собаку и т. д. В этот период, организуя дидактические игры-занятия, уместно использовать в качестве главного действующего персонажа сюжетную игрушку (куклу, медведя, зайца и т. п.).

Соответственно меняются и требования к оснащению игры. Необходимо предоставлять в распоряжение малышей такие наборы игрушек, которые помогали бы доступно отражать специфику труда и социального быта взрослых. Размещение игрушек в игровой зоне должно обеспечить ребенку конца второго - начала третьего года жизни возможность поиграть одному или рядом со сверстником. Например, желательно поставить недалеко друг от друга две кроватки для кукол, около каждой из них - стул, а посредине- шкафчик либо полочку с постельным бельем, одеялами и т. д. Или можно расположить рядом две кухонные плиты с набором посуды, недалеко от них - обеденный стол, за который сядут куклы, и еще поставить два свободных стула для играющих рядом детей. Подобные ситуации способствуют не только возникновению ролевого поведения, но и переходу к совместной игре, а в будущем и к распределению ролей.

Игровые действия детей второго года жизни условны по своему результату: например, малыш поит чаем куклу из пустой чашки. В конце второго - начале третьего года жизни предметно-опосредованные действия ребенка становятся условными не только по результату, но и по характеру выполнения. Иногда действия производятся с помощью предмета-заместителя или даже без него. Условный характер действий свидетельствует о высоком уровне их обобщенности и является хорошим показателем психического развития детей.

Таковы в общих чертах содержание игры и ее развитие в периоды младенчества и собственно раннего детства.

Обогащение познавательного и игрового опыта детей раннего возраста