Интерпретация признаков по методике "Дом – дерево – человек"

Страницы работы

35 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Наличие специфической проблемной области, о существовании которой человек может знать или не знать, но которое в любом случае требует раскрытия

Г. Ферс [36]

Барьеры

человек, растение, дерево или неодушевленный объект, например стена машина, стул или дверь

преграды в общении, а также другие осознаваемые или бессознательные преграды, существующие между изображенными на рисунке людьми

Г. Ферс [36]

между водой и небом

противопоставление стихий друг другу обычно свидетельствует о психических проблемах

«Звезды и Волны»

У. Аве-Лаллемант [1]

Дерево

Множественность деревьев

два дерева

могут символизировать автора рисунка и близкого ему человека

«Дом - дерево - человек»

Е.С. Романова [27]

Д.Я. Райгородский [23]

Л.М. Костина [13]

могут символизировать «он и другие»

«Дерево»

Е.С. Романова [27]

два или несколько деревьев

акцентирование отношений с другими людьми; может служить признаком проблем в общении

«Тест Дерева»

автор не установлен

несколько деревьев на одном листе

детское поведение; испытуемый не следует данной инструкции

«Дом - дерево - человек»

Е.С. Романова[27],

Д.Я. Райгородский [23]

«Дерево»

Е.С. Романова[27],

Л.М. Костина [13]

Общий вид дерева

движущееся дерево

обычно ассоциируется с неистовой силой, направленной на это дерево со стороны окружающих

Дж. Аллан [2]

дерево, изображенное в виде упрощенной схемы: ствол и крона

стремление к философствованию

«Дерево»

Е.С. Романова [27]

деревце, состоящее лишь из двух линий, символизирующих ствол, и кружки вместо кроны

импульсивность, изменчивость

«Дом - дерево - человек»

Дж. Остер, П. Гоулд [19]

безликие, стереотипные, однообразные изображения

закрытость, ригидность; вероятно, ребенок просто не позволяет себе высказаться, почувствовать себя свободным и независимым, что-то блокирует, тормозит его самовыражение

«Рисунок дерева»

К. Тейлор [35]

явное дерево, подстриженное шапкой, круглый протуберанец, нарисованный на вершине ствола, откуда выходят ветви в разные стороны

инфантильный поиск покровительства

«Дерево»

Е.С. Романова [27]

скрытое дерево, подстриженное шапкой (закругление есть, но не прочерчено)

потребность в поддержке

«Дерево»

Е.С. Романова [27]

Общий вид дерева

инфантильное дерево, подстриженное шапкой (круг на вершине ствола, лучи вокруг)

нормально для детей 7 лет, после - признаки отставания в развитии

«Дерево»

Е.С. Романова [27]

дерево в виде замочной скважины, с кроной в виде круга или овала, а ствол - в виде двух вертикальных линий

сильные враждебные импульсы, некоторые из них могут быть интериоризированы (так как маловероятно, что такая крона подразумевает удовлетворение окружающей средой)

«Дом - дерево - человек»

Дж. Бук [3]

Р. Римская,

С. Римский [24]

К. Тейлор [35]

дерево, раздвоенное от ствола

очень значимы родственные связи с братьями и сестрами, даже двоюродными, часто у близнецов

«Дерево»

Е.С. Романова [27]

вершина дерева не завершена

наличие больших незавершенных планов человека

«Дерево»

Е.С. Романова [27]

ветка вместо дерева

свидетельствует об инфантильности

«Дерево»

Е.С. Романова [27]

Форма ствола

нестандартная

может быть признаком чувства неудовлетворенности; возможно, ребенок испытывает какие-то трудности, может быть, эти трудности связаны с переходным возрастом; так или иначе, ребенок переживает какой-то дискомфорт

«Рисунок дерева»

К. Тейлор [35]

в виде перевернутой буквы «V»

оппозиция, вытекающая из желания показать свою силу

«Тест Дерева»

автор не установлен

в виде разломанного купола (раздавленного свода)

острое ощущение внешнего принуждения и невозможность ему противостоять

«Дом - дерево - человек»

Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23]

в виде конуса

оппозиция с целью доказать свою силу

«Дерево»

Е.С. Романова [27]

Графические указания, свидетельствующие о том, что  дерево мертвое

наличие признака

признаки чувства неполноценности или несостоятельности, бесполезности, вины и т. п.

«Дом - дерево --человек»

Р. Римская,

С. Римский [24]

К. Тейлор [35]

пень вместо дерева

характерно для человека, часто старающегося ответить на влияние противоположным действием, контрвопросом и др.

«Дерево»

Е.С. Романова [27]

пень или ствол с обрубленным верхом

надлом личности, связанный с потерей ориентиров душевного развития

«Дерево»

Е.С. Романова [27]

засохшее, сломанное (срубленное), без листьев дерево

сниженное настроение, депрессия

А.Л. Венгер [7]

засохшее дерево

символизирует психологическое состояние ребенка

Дж. Аллан [2]

сломанное дерево

сильное потрясение, надлом, порождающие в душе ощущение острого переживания бессмыс- ленности существования

«Дерево»

Е.С. Романова [27]

образ совершенно мертвого дерева

очень плохая приспособленность испытуемого дезадаптированность

«Дом - дерево - человек»

Р. Римская,

С. Римский [24]

мертвая корневая система

внутриличностная дисгармония или распад психических функций

«Дом - дерево - человек»

Р. Римская,

С. Римский [24]

К. Тейлор 35]

сломанный ствол

свидетельствует о наличии у ребенка глубокой психологической травмы

Дж. Аллан [2]

Повреждения на дереве

ствол обезображен или имеет согнутые, сломанные или засохшие ветви

психологическая травма в прошлом; положение повреждения на стволе иногда соответствует возрасту ребенка, когда имела место психологическая травма

«Дерево»

Дж. Аллан [2]

обрезанная ветвь

аффективная травма

«Дерево»

Е.С. Романова [27]

обрублены или обломаны ветви

депрессия, психотравма

А.Л. Венгер [7]

отрезанные или отпиленные ветви

связаны с чувством неполноценности, хирургическим вмешательством

Похожие материалы

Информация о работе