Коррекционные программы «Формирование межличностных отношений у детей младшего школьного возраста», «Приручи свой гнев»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Коррекционная программа

«Формирование межличностных отношений у детей младшего школьного возраста»

Пояснительная записка

Младший школьный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Психологический климат - преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый эмоциональный настрой, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения друг к другу, к работе и к окружающим событиям. Климат психологический может быть благоприятным и неблагоприятным, здоровым и нездоровым. Основные черты здорового психологического климата: преобладание атмосферы взаимного внимания, уважительного отношения людей друг к другу, духа товарищества, сочетающегося с высокой внутренней дисциплиной, принципиальностью и ответственностью с требовательностью к себе, так и к другим людям.

Одной их эффективных форм работы по формированию психологического климата является социально-психологический тренинг – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью навыков в общении.

В группе психологического тренинга особый акцент делается на создании климата доверия, позволяющего реализовать общение.

Создание климата доверия существенно определяется особой формой проведения занятий, когда ведущий не является преподавателем в традиционном смысле. Его ролевая позиция направлена не на противопоставление себя группе, а на интеграцию с ней: он выступает одним из участников групповой работы, хотя и задает на первых этапах групповые нормы и модели поведения. Для достижения целей тренинга ведущему нужно создать условия для формирования психологического климата.

Цель: формирование психологического климата.

Задачи:

o  учить детей устанавливать позитивные межличностные отношения через формирование навыков бесконфликтного общения;

o  способствовать формированию положительной позиции по отношению к окружающему миру, себе, людям.

Прогнозируемые результаты:

o  Младшие школьники узнают правила поведения и эффективного межличностного общения, что позволит улучшить психологический климат в классе.

o  Разовьют позитивные качества личности младшего школьника: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать.


Приложение 15

№ п\п

Занятия

Цель

Игры и упражнения

1

«Давайте познакомимся»

Знакомство детей друг с другом, формирование интереса к занятиям.

Игра «Ласковое имя»

Игра «Веселое приветствие»

Игра «Дождь»

2

«Мы команда»

Повышение заинтересованности детей в посещении занятий, сплочение класса, формирование у них чувства команды.

Упражнение «Нетрадиционное приветствие»

Игра «Пустой стул»

Упражнение «Ладошка».

3

«Наши сходства и различия»

Расширить представления о сходствах и различиях, продолжение сплочения класса.

Упражнение «Приветствие»

Игра «Поиск сходств»

4

«Сплочение и доверие»

Продолжение работы по сплочению коллектива, формирование доверительной обстановки.

Упражнение «Приветствие»

Упражнение «Я рад с тобой общаться»

Упражнение «Слепой и поводырь»

5

«Общение»

Продолжить развитие навыков общения.

Упражнение «Приветствие»

Упражнение «Бип»

Упражнение «Зоопарк»

6

«Комплимент»

Создание условий для проявления доброты.

Упражнение «Приветствие»

Упражнение «Шаг на встречу»

Игра «Король комплимента»

7

«Я в мире людей»

Формирование положительного отношения к себе и к окружающим людям, сплочения класса.

Упражнение «Приветствие»

Игра «Испорченный телефон»

Игра «Ворвись в круг»

8

«Без друзей на свете трудно жить…»

Развитие умения понимать друг друга.

Упражнение «Приветствие»

Упражнение «Закончи предложение»

Упражнение «Сиамские близнецы»

9

«На пути к гармонии»

Создание хорошего настроения

Упражнение «Спасибо, что ты рядом»

Упражнение «Дорисуй портрет»

Игра «Пишущая машинка»

10

Подведение итогов

Закрепление результатов, которые достигли во время коррекционной программы.

Упражнение «Приветствие»

Упражнение «Спасибо, что ты рядом»

Приложение 14

Долгосрочная коррекционная программа

Направления

Методы и формы

Сроки

Ответственный

1. Работа с родителями

1.1. Родительское собрание «Взаимоотношения в классе».

Цель: познакомить родителей с ролью взаимоотношений в классе.

1.2. Индивидуальная беседа с родителями: Авдюшкиной, Степановой и Кислициным.

Цель: узнать подробно у родителей про взаимоотношения детей с одноклассниками.

1.3. Спортивное мероприятие «Вместе дружная семья».

Цель: способствовать развитию взаимопонимания.

1.4. Консультирование родителей.

Цель: помочь родителям в разрешении проблем с детьми.

Февраль

В течение года

Март

Раз в месяц

Социальный педагог

Психолог

Физорг

Психолог

2. Работа с педагогами

2.1. Консультирование педагогов

Цель: расширить знания педагогов по поводу взаимоотношений детей друг с другом

2.2. Круглый стол «Взрослые и дети»

Цель: познакомить педагогов и родителей с основами воспитания детей.

2.3. Совещание с педагогическим коллективом.

Цель: выявить основные проблемы учебно-воспитательного процесса.

2.4. Анкетирование «Тактичный ли ты человек?».

По требованию

Май

Ежемесячно

Психолог

Социальный педагог

Социальный педагог

3. Работа с детьми

3.1 Психологический тренинг «Наше общение»

Цель: помочь детям в установлении контактов.

Первое занятие: «Давайте познакомимся».

Цель: знакомство детей друг с другом.

Второе занятие: «Мы команда»

Цель: сплочение группы, формирование у них чувства команды

Похожие материалы

Информация о работе