Социальная защита женщин-военнослужащих в реформируемом обществе, страница 10

Социально-психологическая функция  теснейшим образом связана с социально-педагогической,  направленной на оздоровление микроклимата  в воинских частях,  создание педагогически организованной среды, обеспечивающей нормальные условия для выполнения воинского долга,  нормализации семейных отношений и др. Эта функция предполагает  широкое  использование  различных  социальных  институтов

(клубов, спортивных комплексов и др.).

Социально-психологическая работа в армии требует учета  специфики образа жизни, связанного с компактным проживанием в гарнизонах,  где семейно-соседские отношения приобретают особое значение.

Важна и организация досуга,  требующая умелого выявления интересов и потребностей людей в разных видах внеслужебной деятельности.

Социальный работник  в  ВС должен обладать всеми качествами, характерными для профессионала,  работающего в органах социальной защиты населения. Должны быть разработаны критерии профессиональной пригодности, предполагающей научно обоснованный отбор по следующим характеристикам: наличие профессиональной ориентации, профессиональных и теоретических знаний, физического и психологического здоровья, состояния общего и интеллектуального развития. При этом обязательное проведение психодиагностики, то есть психологическое изучение претендентов на овладение профессией, способность работать с женщинами в условиях армейской жизни,  помогать женщинам-военнослужащим в сложных ситуациях. Например, взаимоотношения с командиром, выяснение причин задержки очередного присвоения воинского звания, решение семейных проблем и др.

Социальный работник в армии должен знать постановления, распоряжения,  приказы  вышестоящих органов о взаимоотношениях между

--------------------------------------- 51. Собеседник воина.1994.N 8.,с.16.


- 30 должностными лицами, формы и методы воспитательной работы.

Получение практически  универсальных  знаний  возможно после соответствующей подготовки в высшем учебном заведении типа  МГСУ.

Особо должно быть обращено внимание на социально-правовые дисциплины,  ориентированные на защиту женщин-военнослужащих,  наиболее уязвимой группы в ВС РФ, которые в настоящее время наиболее часто становятся объектом необоснованных посягательств на права и льготы.  К сожалению, в России мало специалистов социального права, а в условиях армейской жизни их еще меньше.

Социальный работник ВС должен изучать медико-социальные дисциплины,  дающие представление об  организации  здорового  образа жизни женщин в армейских условиях, охране психического здоровья.

Иными словами,  подготовка социального работника имеет комплексный интегративный междисциплинный характер, что позволит ориентироваться и оказывать профессиональную помощь при решении разнообразных проблем.

Необходимо также иметь в виду,  что без учета  политических, экономических, демографических, духовных и других факторов невозможно оформить себя как профессионально пригодного для этой работы в системе Вооруженных Сил.  Кроме того, работа в армейских условиях весьма специфична и,  соответственно, ее эффективность зависит  от уровня знаний образа жизни в армии.  Нужно уметь выдержать агрессивное, враждебное отношение к себе со стороны командиров, еще не осознавших происходящие изменения в армии.

Обязательным условием является личная и  социальная  ответственность, доброта, чувство справедливости, собственного достоинства,  уважения к другим, вежливость, терпимость. Теоретики социальной работы выделяют прежде всего психологические характеристики личностных качеств социального работника,  предполагающие умение  работать  с людьми,  проявлять терпение,  способность понять своего подопечного, наличие обязательного самоконтроля и самокритичности,  самооценки  своих  поступков,  умение управлять своими эмоциями.  Должны присутствовать и такие качества социального работника  как  коммуникативность (умение быстро устанавливать контакты,  улавливать настроение,  а также убеждать, внушать определенные ценности,  уметь воспринимать собеседника,  улавливать его состояние).

Становление социального  работника  как  профессионала - это


- 31 длительный процесс,  осуществляемый под воздействием ряда  факторов:  семьи, школы, микроклимата в воинском подразделением и др., способствующих выработке определенных качеств, реализации способностей,  направленных на выработку черт сострадания,  желания помочь людям. Среди этических норм выделяются желание и обязанность служить интересам и благосостоянию индивида, негативное отношение к проявляющейся дискриминации по полу,  соблюдение конфиденциальности по отношению к клиенту и др.

Для социального работника в  ВС  обязательны  педагогические навыки,  среди  которых  должна присутствовать наблюдательность и предвидение поведения человека,  что помогает смодулировать этапы своей работы, учесть основные и возможные противоречия. Необходима обстановка,  располагающая к доверию и передаче  более  полной информации.

Должна предполагаться систематическая работа среди командного состава, состоящего из мужчин, нередко прибегающих к грубости, бескультурью, хамству.

Социальный работник в ВС должен обладать качествами, обеспечивающими управление своим поведением в экстремальных  ситуациях, при этом не забывать о чувстве такта, которое в значительной мере обеспечивает понимание изменений в настроении  и  психологическом состоянии клиента.  Добиваться положительных результатов в работе с людьми - это искусство.

Важный социальный  принцип  в социальной работе "не навреди"

необходимо соблюдать и в армейских условиях.

Социальная защита  женщин-военнослужащих  несомненно требует научной разработки технологии оказания социальной помощи с учетом различных категорий женщин.  Теоретическая база предполагает учет новых условий, поло-ролевых функций, гендерные особенности. Научно-исследовательскими  институтами  и МГСУ необходимо подготовить новую модель социальной службы в армии, избегая традиционно мужского  подхода.  Следует  также  четко определить основные причины дискриминации женщин в армии.  Должна быть  единая  общегосударственная политика. Это вполне может осуществить Министерство социальной защиты населения РФ. В армейских подразделениях обязателен социальный работник по должности являющийся заместителем командира войсковой части.  Совершенно очевидно, что без специальных органов,  кадров, без четкого функционирования механизма социальной