Прямолинейное движение автомобиля. Силы и моменты, действующие на автомобиль при прямолинейном движении, страница 6

В стандарте DIN 70 020 принято: fa=Kи; fm=1.

На рисунке 2.3 приведена типовая ВСХ поршневого двигателя внутреннего сгорания. Важнейшие параметры ВСХ: максимальная (номинальная) мощность Nеmах=Nеv, кВт; максимальный крутящий момент Мmах, Нм; крутящий момент при максимальной (номинальной) мощности Мн, Нм; частота вращения вала двигателя при максимальной мощности nн, мин-1; частота вращения при максимальном моменте nм, мин-1; коэффициенты приспособляемости по моменту kM и по угловой скорости (частоте вращения) km:

kM=Mmax/Mн;                                 (2.19)

kωнM=nн/nM.                           (2.20)

Рисунок 2.3 - Внешняя скоростная характеристика двигателя внутреннего сгорания

Коэффициенты kM и kω характеризуют способность двигателя преодолевать кратковременные перегрузки, обусловленные повышением сопротивления движению автомобиля, без переключения на низшую передачу. Чем больше значения kM и kω, тем выше средняя скорость автомобиля.

У двигателей с искровым зажиганием при максимальной частоте вращения вала nдmах мощность может быть меньше, чем Nemах. Тогда nн< nдmах, a kω=nдmах/nМ.

Идеальная ВСХ двигателя отвечает следующим требованиям: мощность двигателя остается постоянной в рабочем диапазоне частоты вращения вала двигателя от nдmin до nдmах, а вращающий момент изменяется по гиперболе. На рисунке 2.4 идеальная характеристика соответствует кривой 4. Характеристики дизельного 1 и с искровым зажиганием 2 двигателей существенно отличаются от идеальной, что отрицательно сказывается на тягово-скоростных свойствах автомобиля. Характеристика газотурбинного двигателя 3 более предпочтительна, особенно для автомобилей, работающих в тяжелых дорожных условиях. Близкую к идеальной характеристику имеет электрический двигатель постоянного тока.

У карбюраторных двигателей kM=1,20-1,35; kω=1,5-2,5; у дизельных и бензиновых с впрыском топлива kM=1,05-1,20; kω=1,40-2,0. У современных дизельных двигателей с электронным управлением подачей топлива  значения kМ достигают 1,4-1,5. Характеристики таких двигателей в широком диапазоне изменения частоты вращения обеспечивают получение практически постоянной мощности. Двигатели с такими характеристиками называют двигателями постоянной мощности (ДПМ).

Рисунок 2.4 - Скоростные характеристики двигателей различных типов

Водитель, воздействуя на педаль акселератора, поддерживает необходимую и реальных дорожных условиях скорость движения автомобиля. На каждом конкретном участке пути необходимо увеличивать или уменьшать скорость, либо поддерживать ее постоянной. В этой связи скоростные характеристики двигателя должны изменяться. При полном нажатии на педаль акселератора получают ВСХ, а при промежуточных ее положениях — ЧСХ.

У двигателей с искровым зажиганием педаль акселератора непосредственно связана с дроссельной заслонкой, которая регулирует количественный и качественный состав рабочей смеси. Двигатели грузовых автомобилей снабжаются ограничителями максимальной частоты вращения. После превышения двигателя частоты вращения nР вступает в работу ограничитель, обеспечивающий постепенное снижение подачи топлива по мере возрастания частоты вращения вала двигателя nн, что приводит к соответствующему уменьшению крутящего момента двигателя.

На рисунке 2.5 показаны скоростные характеристики двигателя с искровым зажиганием. Кривая 1 соответствует внешней скоростной характеристике, кривые 2-4 — частичным скоростным характеристикам. Цифрой 5 обозначена характеристика ограничителя максимальной частоты вращения вала двигателя, а цифрой 6 — характеристика минимального холостого хода. Характеристика 5 соответствует полному нажатию на педаль акселератора, а характеристика 6 — полностью отпущенной педали. Значение nxxmax называют максимальной, а nххmin — минимальной частотой холостого хода двигателя. При этих частотах вращающий момент двигателя равен нулю, следовательно, двигатель работает без нагрузки (вхолостую).