Прямолинейное движение автомобиля. Силы и моменты, действующие на автомобиль при прямолинейном движении, страница 11

Pпp=mпрgψ+δвр.прmпj+Pwпр,                          (2.42)

где mпр - масса прицепа; δвр.пр - коэффициент приведенной массы прицепа; j - ускорение прицепа: j=dv/dt; Pwпр - сила сопротивления воздуха движению прицепа.

Если рассматривать движение автопоезда как единой системы, тогда целесообразно использовать уравнение, аналогичное уравнению (2.41):

  (2.43)

где δврп - коэффициент приведенной массы автопоезда (отличается от δвр учетом моментов инерции колес прицепа); mп - масса автопоезда; kwп - коэффициент сопротивления воздуха: kwп=(1,2-1,3)kw.

Если значения моментов инерции Jд, Jтр, Jк.н, Jк.в неизвестны, то δвр (или δврп) определяют по эмпирической формуле

                 (2.44)

где δ1=0,03-0,05; δ2=0,04-0,06; ma — полная масса автомобиля (автопоезда); mх — фактическая масса автомобиля.

Для случая движения автомобиля с отсоединенным от трансмиссии двигателем (накат, торможение) δ2=0. Тогда δвр≈1,05.

2.6.2. Движения при буксовании ведущих колес

При движении автомобиля по дороге с низким коэффициентом сцепления и высоким сопротивлением движению (крутой подъем, размокшая грунтовая дорога, движение с прицепом и др.), когда Мв>0,6Мφ, необходимо учитывать внешнее скольжение (буксование) ведущих колес. В этом случае автомобиль при прямолинейном движении необходимо рассматривать как систему с двумя степенями свободы и использовать две независимые фазовые координаты для описания параметров его движения. Выберем в качестве фазовых координат угловую скорость ведущего колеса ωв и линейную скорость центра масс υ и составим два дифференциальных уравнения.

Первое уравнение получим, рассматривая систему моментов, действующих на ведущее колесо. При неустановившемся движении на ведущее колесо действуют моменты Мв, Mfв, Мjк.в и момент силы сцепления колеса с опорной поверхностью Mφ. Сила сцепления равна предельному значению продольной реакции дороги RxRzв. Момент этой силы относительно оси вращения колеса определяется по формуле MφxRzвrд. Динамический радиус колеса rд примерно равен радиусу качения ведомого колеса rк, поэтому примем rд=rк. В результате

MφxRzвrк.                                     (2.45)

Составим общее уравнение динамики ведущего колеса, из которого получим:

Мвfвjвφ=0.                            (2.46)

Инерционный момент ведущих колес Мjк.в

                                (2.47)

Для определения подводимого к ведущему колесу момента Мв используем выражение (2.28). Принимая во внимание, что v=rкωв, получим:

      (2.48)

После подстановки значений моментов в выражение (2.46) получим первое дифференциальное уравнение:

       (2.49)

где Jв.пр - приведенный к ведущему колесу суммарный момент инерции двигателя, трансмиссии и колеса:

                    (2.50)

Второе дифференциальное уравнение составляется для поступательного движения корпуса автомобиля. Движущей силой корпуса является тяговая сила ведущего колеса Рк, приложенная к его оси. При внешнем скольжении эта сила равна силе сцепления ведущего колеса с опорной поверхностью:

                                (2.51)

На корпус действуют силы сопротивления движению Рi, Pw, Pп. Кроме того, необходимо учесть сопротивление качению ведомых колес и их инерционные моменты. Учитывая эти факторы, получаем второе дифференциальное уравнение:

       (2.52)

Коэффициент сцепления является функцией двух переменных: φх=f(v, ωв). Поскольку φх входит в оба уравнения (2.49) и (2.52), то они представляют собой систему дифференциальных уравнений, решение которых должно осуществляться совместно.