Прямолинейное движение автомобиля. Силы и моменты, действующие на автомобиль при прямолинейном движении, страница 5

2.3. Характеристики автомобильных двигателей

Источником энергии для движения автомобиля является его двигатель. Количество вырабатываемой двигателем в единицу времени энергии оценивается эффективной мощностью. Параметры мощности — крутящий момент на валу двигателя Мк, Нм и угловая скорость вращения вала ωд, рад/с, или частота вращения nд, мин-1. Значения этих параметров определяют величину мощности двигателя Nекωд, Вт. Мощность двигателя Nе изменяется в соответствии с количеством сжигаемого топлива.

При передаче энергии двигателя через трансмиссию к ведущим колесам возникают потери, поэтому часть мощности двигателя затрачивается на их компенсацию. Потери мощности в трансмиссии определяются характером взаимодействия ее элементов, прежде всего силами и моментами взаимодействия между различными деталями.

Крутящий момент двигателя, силы и моменты взаимодействия элементов трансмиссии, момент на ведущем колесе — это внутренние силы и моменты автомобиля. Для определения суммарного тягового момента ведущих колес автомобиля Мв необходимо располагать характеристиками двигателя и механизмов трансмиссии.

На автомобилях применяются в основном двигатели внутреннего сгорания: с искровым зажиганием и дизельные. Их энергетические свойства принято оценивать скоростными характеристиками, представляющими собой зависимости эффективной мощности и крутящего момента на валу двигателя от частоты его вращения при установившемся режиме работы.

Скоростная характеристика, полученная при полной подаче топлива, называется внешней скоростной характеристикой (ВСХ), а полученные при неполной подаче топлива — частичными скоростными характеристиками (ЧСХ).

Мощность и крутящий момент на валу двигателя при работе по внешней скоростной характеристике будем обозначать Nе и Мк соответственно, а на частичных характеристиках — Nд и Мд.

Скоростные характеристики определяют на специальных тормозных стендах, позволяющих создавать нагрузку и фиксировать значения крутящего момента и частоты вращения вала двигателя. Изменяя дискретно тормозной момент, после достижения установившегося значения частоты вращения nд=const фиксируют крутящий момент Мк и вычисляют мощность двигателя Nе (кВт) по формуле

.

Полученную при испытаниях мощность Nе приводят к нормальным (стандартным) атмосферным условиям для учета влияния на энергетические показатели двигателя температуры и давления окружающего воздуха. При этом мощность Nе умножают на поправочный коэффициент. Для двигателей с искровым зажиганием поправочный коэффициент Ки определяют по формуле

                 (2.18)

где р, рв.п - атмосферное давление и давление водяных паров при испытаниях; р0, рв.п0 - стандартные атмосферное давление и давление водяных паров; Т - температура воздуха при испытаниях; Т0 - стандартная температура.

Согласно ГОСТ 14846-81 и стандартам ISO 1585 и SAE J 1349, принимаются следующие значения стандартных параметров воздуха: р0=100 кПа; рв.п0=1 кПа; Т0=298 К.

По стандарту DIN 70 020 р0=101,3 кПа; Т0=293 К, а коэффициент Ки вычисляется по формуле

Для дизелей поправочный коэффициент определяют по формуле

где fа — коэффициент, учитывающий атмосферные условия; fm — коэффициент, учитывающий тип двигателя и его регулировку.

Для дизелей без наддува и с наддувом от нагнетателя с механическим приводом коэффициент fa вычисляется по формуле

a для дизелей с турбонаддувом и с охлаждением или без охлаждения нагнетаемого воздуха

Значение коэффициента fm зависит от параметра qc=q/r, где q — цикловая подача топлива, отнесенная к рабочему объему двигателя в один литр, мг/(л цикл); r — отношение давления на выпуске к давлению на впуске компрессора. Для двигателей без наддува r=1.

При qc<40 принимают fm=0,3; при qc>65-fm=1,2; при 4,0≤qc≤65 значение fm вычисляют по формуле

fm=0,036qc-1,14.

Значения коэффициента Кд должны находиться в пределах 0,9≤Кд≤1,1.