Теоретические аспекты организации управления ЖКХ. Полномочия органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, страница 5

4. Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, исходя из учетной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

С помощью этого норматива органы местного самоуправления могут рассчитывать объем средств, необходимых для предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным категориям граждан. Им предоставлено право самостоятельно устанавливать конкретные величины, указанных компенсаций, но в любом случае при распределении средств федерального бюджета должно учитываться, что потребность в компенсациях (субсидиях) на оплату жилья по коммунальным услугам для низкодоходных граждан не должна быть больше 22% расходов в совокупном семейном доходе.

5.    Возможность привлечения организациями коммунального хозяйства средне- и долгосрочных кредитов на развитие инфраструктуры.

В настоящее время реализуется федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, состоящая из 4 подпрограмм:

1. подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации  последствий радиационных аварий и катастроф", входящей в состав  федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы

2. подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в  состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

3.    подпрограмма "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации,  подлежащих отселению с комплекса "Байконур", входящей в федеральную  целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы

4.     подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого  и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной  целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы

 Каждая из программ выделяется в Федеральном бюджете отдельной строкой с указанием объема государственных инвестиций. На уровне местных органов власти составляются программы развития ЖКХ. Разработка плановых документов на муниципальном уровне осуществляется с выделением объектов планирования по формам собственности. Весь жилищный фонд подразделяется на:

а) частный жилищный  фонд - находящийся в собственности граждан и юридических лиц;

б)  государственный жилищный  фонд – находящийся  на  праве  собственности  РФ  и  субъектов  РФ:

в) муниципальный жилищный  фонд - находящийся на  праве собственности  муниципальных  образований;

В процессе стратегического планирования жилищного хозяйства используются следующие основные показатели:

- жилищный фонд;

- размер нежилой площади, сдаваемой в аренду;

- размер общей и жилой площади домов;

- оборудование жилищного фонда;

- обеспеченность населения жильем;

- количество семей, состоящих на учете в местных органах исполнительной власти и на предприятиях для получения и улучшения жилищных условий.

Основой планов эксплуатации жилого фонда является смета доходов и расходов. Главная статья доходов жилищного хозяйства - квартирная плата.

 Кроме того, доходы образуются за счет арендной платы, сборов с арендаторов на эксплуатационные расходы и прочих доходов.

На основе расчетов обеспеченности городского населения жилой площади, динамики доходов населения, конъюнктуры на рынке жилья, определяется необходимый объем капитальных вложений на жилищное строительство, обеспечение его материалами и санитарно-техническим оборудованием.

Все возрастающая роль отводится строительству жилья за счет средств населения, в этих целях в Российской Федерации намечается развертывание системы долгосрочного ипотечного кредитования. Его всемерному развитию должны будут способствовать следующие меры:

1. предоставление гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий за счет бюджетных субсидий на строительство или приобретение жилья, компенсаций других форм безвозмездной помощи с целью частичного или полного погашения первого взноса при получении долгосрочного кредита, выданного на коммерческих условиях;