Математическое моделирование транспортного процесса. Метод двойного предпочтения. Распределительная задача, страница 4

в) масса груза,   погруженного и отправленного в судах,   не может принимать отрицательного значения.

Введем обозначения:                         

i    - признак пункта погрузки;

j    - признак пункта выгрузки;

X. - масса груза, перевезенная от i-го пункта погрузки в j-ый пункт выгрузки, тыс.т;

Cij - удельные транспортные затраты по доставке грузов из i-го пункта погрузки j-му потребителю, руб/т;

Gi - грузооборот i-го пункта погрузки за навигацию, тыс.т;

Gj  - грузооборот j-ro пункта выгрузки за навигацию, тыс.т.

Цель задачи взаимной увязки пунктов погрузки и выгрузки математически выражается функцией:

F = Σxijmin

Ограничения задачи запишутся:

Весь груз поставщиков должен быть освоен

Σxij = ai

Весь груз распределить между потребителями

Σxij = bj

Неизвестные не могут принимать отрицательные значения

Xij ≥ 0

1.3. Алгоритмрешениязадачи

Решение задачи взаимной увязки пунктов погрузки и выгрузки проводится в матричной форме методом потенциалов в следующей последовательности:

1.  формируется начальная матрица;

2.  составляется начальный допустимый план методом аппроксимаций Фогеля;

3.  составляется второй начальный допустимый план любым другим приближенным методом решения транспортной задачи; из двух начальных допустимых планов выбирается лучший, в котором показатель функции цели численно меньше;

4.  рассчитываются вспомогательные оценочные числа (потенциалы.);

5.  полученный план проверяется на оптимальность. Если план оптимален - расчет заканчивается, если план не оптимален - находится звено с максимальным отклонением от оптимальности;

6.  составляется контур перераспределения ресурсов, в котором отыскивается максимальный элемент, строится новый план;

7.  процесс повторяется до получения оптимального плана.

Для проверки правильности ведения расчетов на каждой итерации желательно рассчитывать показатель функции цели. Его значение не должно быть больше в сравнении с предыдущим.

РЕШЕНИЕ:

По условию задачи в транспортном процессе участвуют  3 поставщика:

А2 = 100 тыс.т.

А4 = 130 тыс.т.

А5 = 150 тыс.т.

и 3 потребителя:

В2 = 90 тыс.т.

В4 = 110 тыс.т.

В5 = 70 тыс.т.

Чтобы выполнилось условие равенства необходимо ввести фиктивного потребителя Вф

Gф = ΣGAiΣGBj = (100+130+150) – (90+110+70) = 110 тыс.т.

                        Для решения задачи составим таблицу.

Bj

Ai                

             αi    βj

B2

B4

B5

Bф

90

110

70

110

A2

100

11

19

24

100

A4

130

5

23

25

100

A5

150

7

51

27

100

Составляем первоначально допустимый план и решаем задачу

 методом северо-западного угла:

Bj

Ai                              bj

ai

B2 (тыс.т.)

B4(тыс.т.)

B5(тыс.т.)

Bф(тыс.т.)

90

110

70

110

A2(тыс.т.)

100

90

10

11

19

24

100

A4(тыс.т.)

130

100

30

5

23

25

100

A5(тыс.т.)

150

40

110

7

51

27

100