Структура локомотива, как объекта диагностирования. Технические характеристики и анализ использования диагностических комплексов в депо, страница 17

Как для моторно-якорных, так и для буксовых подшипников качения, прослеживается общая тенденция образования дефектов с сильной степенью развития: наиболее часто встречающимся дефектом является дефект «Раковины на наружном кольце», можно сделать вывод о том, что наиболее нагруженной деталью подшипника является наружное кольцо подшипника.

Для снижения количества случаев возникновения данного типа дефекта у подшипников качения КМБ необходимо:

1.  обращать особое внимание на качество смазки подшипникового узла;

2.  обращать особое внимание на качество сборки подшипникового узла;

3.  во время эксплуатации производить периодический осмотр контурного режима подшипниковых узлов КМБ.

Из анализа имеющихся данных можно также сделать вывод о том, что наиболее часто выходят из строя моторно-якорные подшипники с противоколлекторной стороны. Данный подшипник расположен на валу якоря тягового электродвигателя в непосредственной близости от зубчатой передачи тягового редуктора КМБ, поэтому все дефекты зубчатой передачи оказывают большое влияние на техническое состояние данного подшипника и в конечном итоге определяют срок его эксплуатации, выход, из строя которого влечет за собой замену КМБ.

Всего за первое полугодие 2001г продиагностировано 40 локомотивов (192 КМБ) серии ТЭМ-2 , другие узлы не диагностировались.

                                                                                             Таблица 12

                 Количество продиагностированных  КМБ и локомотивов

Вид ремонта

Всего первое полугодие 2001г

КМБ

Локомотивов

ТО-3

73

20

ТР-1

77

15

ТР-3(сборка)

59

11

ТР-3(разборка)

57

11

Распределение основных видов дефектов и браков подшипников по типам подшипников показано в табл. 13. Из 60-ти забракованных подшипников у четырех  при осмотре не обнаружено дефектов (3 дефекта наружного кольца, 1 дефект тел качения и сепаратора), а в двух случаях не обнаружено комплексом «ПРОГНОЗ-1» сильных дефектов буксовых подшипников при наличии их сильного нагрева, таким образом, достоверность прогнозирования  составила  89 %.

                                                                                                         Таблица 13

Распределение наиболее опасных  дефектов по типам подшипников

Вид

дефекта

Буксовый подшипник

Моторно-якорный подшипник

Всего за первое полугодие 2001г

противоколлекторной стороны

со стороны      коллектора

противоколлекторной стороны

со стороны коллектора

Дефекты наружного кольца

8

7

14

3

32

Дефекты внутреннего кольца

6

2

1

1

10

Дефекты тел качения и сепаратора

3

2

11

2

18

рекомендовано заменить

17

11

26

6

60

Анализ дефектов роликовых подшипников качения колесно-моторных блоков тепловозов ТЭМ-2 позволяет сказать, что наиболее часто бракуются моторно-якорные подшипники противоколлекторной стороны по дефектам наружного кольца и дефектам тел качения и сепаратора. Основная причина образования раковины (60%-70%) это короткое замыкание электричества (темная структура краев раковины, гладкая поверхность внутренней части раковины, микроскопические наплывы металла).