Бизнес-план: Методическое пособие к курсовому проекту и к экономической части дипломного проекта, страница 2

Вспомогательная форма, служащая базой для подготовки данной главы бизнес-плана приводится в приложении 3. Данные вспомогательной формы используются для написания главы.

1.3. Целевой рынок

          Данная глава должна подтвердить знание потребителей разработчиком бизнес-плана. 

          Информация, представляемая в разделе должна дать ответ на вопросы: где, сколько, по какой цене будет предложен товар (услуга).

          Начинать описание рынка следует с указания целевой ориентации компании (рыночная или технологическая), размеров рынка и факторов, оказывающих влияние на размер рынка, географического положения, демографической информации, тенденций развития целевого рынка. Далее необходимо отметить объемы сбыта в настоящее время и в перспективе, возможные новые области применения товара (услуги) на прогнозируемый период. При написании главы можно использовать схемы и формы приложений 4,5.

1.4. Конкуренция

При разработке данной главы необходимо выполнить анализ конкурентной среды и определить свою конкурентную позицию, привести диаграммы распределения долей рынка (прил. 6, 7).

          Определить свою конкурентную позицию можно оценив предпочтения потребителей и внутреннюю операционную структуру компании и ее конкурентов. Данные анализа могут быть представлены в виде таблицы приложения 8.

1.5. Стратегия маркетинга

Глава должна содержать обоснование выбора поведения компании (фирмы) на рынке, выбора средств маркетинга и метода распространения (дистрибуции) товара (услуги), описание структуры продаж, перечень мероприятий по рекламе, информацию о персонале, занимающемся вопросами маркетинга.

1.6. Производственный план

          В данном разделе описывается производственный процесс и его основные операции, приводится схема производственных потоков, перечень основного и ведущего оборудования, затраты на его приобретение (аренду), перечень сырья и материалов, методы управления поставками и контроля товарного запаса, взаимоотношения с поставщиками и потребителями (заказчиками), методы, используемые для дистрибуции товаров (услуг), перечень полных затрат, необходимых для запуска проектов и начала операций.

          Однако, необходимо иметь в виду, что подробное описание основных потоков и схем может привести к отрицательному результату для принятия решения, поскольку инвестор за мелочами не сможет увидеть всей картины бизнеса (проекта).

          Целью же данной главы является доказательство понимания всего операционного процесса.

          В приложении 9 приводится вспомогательная форма, служащая базой для разработки главы 1.6. бизнес-плана.

1.7. Менеджмент (команда управляющих)

          В разделе рассматривается тип организационной структуры компании: функционально-линейная,  дивизиональная, матричная, предпринимательская. Изучение иерархии власти позволяет описать наличие основных ценностей компании, которые составляют ее культуру;  сформировать философию компании: общей судьбы или найма.

          В разделе отмечается движение работников (статистическая форма № П4), использование рабочего времени, расстановка по рабочим местам, приводится штатное расписание руководителей и специалистов. Кроме того отражаются вопросы обучения и переобучения кадров, приводятся критерии отбора кандидатов на должности, рассматриваются системы материального поощрения и вопросы продвижения по службе.  Данная информация позволяет судить о системе профессионального продвижения, о стиле управления компанией.

1.8. Стратегия финансирования (финансовый план)

          Данная глава представляет наиболее важный раздел бизнес-плана - финансовый план компании (фирмы).

          Структура финансового плана определяется финансовыми целями и стратегией фирмы. В общем случае финансовый план включает три основные финансовые формы: отчет о прибылях  и убытках, баланс, отчет о финансовых потоках (Сash - flows). Кроме того, финансовый план может содержать дополнительные финансовые формы, например, бюджеты и сводные таблицы коэффициентов. Выбор форм обусловлен требованиями международного стандарта бухгалтерского учета, поэтому в главе используется международная терминология бухучета.

          Основная цель финансового плана - показать планируемый объем выручки, стоимости продаж, чистой прибыли и движение финансовых потоков. Другими словами, дать ответ на следующие вопросы:

n Сколько денег потребуется для поддержания положительных финансовых потоков?

n Когда понадобятся эти деньги?

n В какой форме эти деньги будут привлекаться (в форме акционерного капитала или долга компании)?

          В главе 2 методического пособия приводятся формы финансового плана и излагается методика расчета основных финансовых показателей и составления финансовых прогнозов. При разработке данной главы бизнес-плана имеет смысл отразить экономическую эффективность внедряемого новшества. Расчет эффективности нововведения приводится в приложении 11. 

1.9. Риски и стратегии выхода

          Одним из важнейших аспектов бизнес-планирования является определение долгосрочных целей и оценка сопутствующих бизнесу рисков. Инвесторов чаще всего интересует: насколько крупным может стать бизнес, в который они вкладывают деньги и сколько они могут потерять при самом неблагоприятном исходе, какова стратегия выхода.

          Обычно инвесторы принимают решение на основе оценки отношения потенциальных доходов к потенциальным рискам. Поэтому, правдивое описание потенциальных рисков и путей выхода из неблагоприятных ситуаций заставит инвестора поверить в продуманность вашего начинания.

          Кроме того инвесторы хотят знать стратегию своего выхода, т.е. каким образом они могут получить обратно свои инвестиции вместе с причитающимся им доходам.

          Принятые в международной практике стратегии выхода описаны в форме, приводимой в приложении 10. 

2. Методика расчета технико-экономических

 показателей бизнес-плана

2.1. Целевой рынок