Состав и структура налоговых органов. Территориальные налоговые органы. Инспекции ФНС России в субъектах РФ, страница 94

75. Нал контроль в РФ: сущность, прин-пы, формы и методы нал кон-ля.

На нал органы возложен контроль обеспечения полноты и своеврем-и уплаты юр и ф. лицами причитающихся налогов и других обязат-х платежей. Гос-во обеспечивает свои интересы в налог сфере через формирование института налог контроля, который является одним из видов гос-го фин-го контроля. Нал контроль явл необходимым условием и важнейшим методом налог администрирования. Главная его цель - препятствовать уходу от налогов и обеспечивать своевременное поступление налог дох-в в полном объеме. В соотв с п. 1 ст. 82 НК РФ, нал контроль — это деят-ть уполн-х органов по контролю за соблюдением НП-ми и налог агентами налог законад-ва в порядке, установленном НК РФ

Принципы налог контроля можно определить как базовые правовые положения, определяющие организацию и эффективное осуществление налог контроля, которые должны соблюдать субъекты налог контроля: Принцип всеобщности предполагает, что ни одна орг-ия или ф.лицо не могут быть освобождены налог органами от проведения в отношении них мероприятий налог контроля, начиная с проведения учета юр и ф.лиц. Принцип единства предполагает единообразное осуществление налог контроля на всей территории РФ, существование единого реестра НП-в на тер-и РФ, единства форм, методов и порядка проведения налог контроля. Принцип соблюдения налог тайны устанавливает требование соблюдения спец режима доступа к сведениям о НП-ке, полученным должностными лицами уполн-х контрольных органов. Нал тайну составляют любые полученные нал органом сведения о НП-ке, за искл сведений, определенных в ст. 102 НК РФ. Нал тайна не подлежит разглашению должностными лицами уполн-х органов, привлекаемыми специалистами, экспертами, переводчиками за искл случаев, предусмотренных фед законом. Принцип объективности и достоверности резул-в налог контроля предполагает, что решение руков-ля уполн-го органа должно соответствовать фактически существующим обстоятельствам, выявленным в ходе проведения мероприятий налог контроля, и содержать вывод о соответствии или несоответствии налог законод-ву совершенных НП-ком деяний. Принцип регулярности (систематичности) контроля действительно очень ярко проявляется при проведении налог контроля. Более того, в опред-х случаях законодательно установлены периоды времени для проведения мероприятий налог контроля. Принцип законности, он подразумевает строгое соблюдение предписаний законод-х актов и основанных на них предписаний иных правовых актов. В рамках налог контроля принцип законности проявляется, в частности, в том, что, согласно ст. 1 НК РФ, полномочия налог и тамож органов, а также формы и методы налог контроля устанавливаются исключ-но НК РФ. Кроме того, на нал органы возлагается обязанность осуществлять контроль за соблюдением налог законод-ва и принятых в соответствии с ним нормат-х актов (ст. 32 НК РФ).

В гл. 14 «Нал контроль» НК РФ перечислены следующие контрольные мероприятия: учет организаций и ф.лиц; проведения нал проверок (доступ должн-х лиц налог органов на территорию или в помещение для проведения проверки; проведение осмотра; истребование док-в при проведении налог проверки; истребование док-в (информации) о НП-ке или информации о конкретных сделках; выемка док-в и предметов; экспертиза; привлечение специалиста для оказания содействия в осущест-и налог контроля; участие понятых).

Данные мероприятия можно разделить на формы и методы налог контроля.

Способы осуществление контроля над соблюдением налог законод-ва — это формы налог контроля, а методы налог контроля — это сред-ва, с помощью которых возможно осуществление данных мероприятий.Согл п. 1 ст. 82 НК РФ к формам налог контроля относятся: нал проверки; получение объяснений НП-в; проверка данных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода и иные формы налог контроля, предусмотренные НК РФ.