Состав и структура налоговых органов. Территориальные налоговые органы. Инспекции ФНС России в субъектах РФ, страница 50

3) принцип справедливости - в российской юридической науке данный принцип нередко именуют принципом равного налогового бремени. После принятия первой части НК РФ принцип справедливости н/о нашел свое закрепление п.1 ст.3 НК РФ: «… При установлении налогов учитывается фактически способность н/пл к уплате налога исходя из принципа справедливости», т.е. налоги должны быть справедливыми.

4) принцип взимания налогов в публичных целях - т.е. НиС взимаются с целью фин. обеспечения деятельности публичной власти (органов гос. власти и местного самоуправления). Следует отметить, что этот принцип напрямую связывает нал. право с бюджетным правом. Ведь именно в рамках бюджетных процедур парламентарии как представители н/пл одобряют планы расходования бюджетных средств и контролируют выполнение органами исполнительной власти бюджетных планов предыдущего финансового органа.

5) принцип установления НиС в должной правовой процедуре - данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом., а в ряде государств - специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч.3 ст104 Конституции РФ.

6) принцип экономического основания налогов (сборов) - НиС не только не должны быть чрезмерно обременительными для н/пл, но и должны обязательно иметь экономическое основание (т.е. не быть произвольными). В соответствии с п.3 ст.3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

7) принцип презумпции толкования в пользу н/пл (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов зак-ва о НиС - данный принцип закреплен в п.7 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия неясности о НиС должны трактоваться в пользу н/пл.

8) принцип определенности нал. обяз-ти - закреплен в п.6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты зако-ва о НиС должны быть сформулированы т.о., чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов зак-ва о НиС толкуются в пользу н/пл (плательщика сборов). Кроме того, при установлении налогов должны быть определены все обязательные элементы н/о , указанные в п.1 и 2 ст.17 НК РФ.

9) принцип единства экон. пространства РФ и единства нал. политики - данный принцип является конституционным, закреплен в ч.1 ст.8 Конституции РФ, п.3 ст.1 ГК РФ и п.4 ст.3 НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается установления НиС, нарушающего единое экон. пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РФ ТРУ или денежных средств.

10) принцип единства системы НиС - правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа нал. права продиктовано задачей унификации нал. изъятий собственности. Такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги - с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст.34 и 35 Конституции РФ, обеспечением принципа единства экономического пространства - с другой.


40.               Налоговая нагрузка по региону и показатели налоговой нагрузки

Под фактической нал. нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу гос-ва в ВВП страны. Нал. нагрузка значительно варьируется по странам. Различают фактическую и номинальную нал. нагрузку.

Номинальная нал. нагрузка -- доля обяз. платежей в ВВП, которую н/пл должны выплатить в случае полного выполнения ими нал. зак-ва. Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов.