Социальные обязательства государства как атрибут современного общества. Социальное государство, страница 6

Вопрос дискуссионный, поскольку перечень таких полномочий в Конституции РФ и в соответствующих базовых законах, определяющих содержание деятельности каждого уровня власти, не является закрытым, и там всегда присутствуют формулировки типа «по иным вопросам».

Конкретный пример. Социальные обязательства государства в муниципальном исполнении.

Социальные обязательства государства в муниципальном исполнении.

Итак, практически все, что делает местная власть, есть исполнение зафиксированных в Конституции РФ, в федеральных законах и иных нормативных актах обязательств государства перед гражданами. И поскольку местная власть наиболее «социальна» из всех уровней и ветвей власти, преобладающая часть этих обязательств есть обязательства социальные. Перечень всех обязательств государства, переданных федеральными и региональными законами на исполнение муниципалитетам (и ставших после этого их «собственными» или «делегированными» полномочиями) широк, разнообразен и крайне труден в восприятии. Тем не менее, мы сочли полезным привести в качестве примера хотя бы небольшую часть государственных обязательств такого рода. Это сделано с единственной целью — еще раз напомнить о часто забываемом положении, которое изложено в первой фразе этого фрагмента. Читателя не должны смущать отсылки к нормативным актам десяти и даже пятнадцатилетней давности, поскольку все эти акты по несколько лет «работали» в рассматриваемый в книге период (1990-2000 гг.) и все они в это время определяли реальную совокупность действий и проблем местных властей.

Прежде всего, отметим государственную, а точнее — федеральную заданность всех «вопросов местного значения». Можно утверждать, что в перечне этих вопросов, равно как и в известных базовых положениях Конституции РФ о местном самоуправлении отразились обязательства государства перед гражданами в части предоставления им права на местное самоуправление с жестко лимитированным перечнем соответствующих полномочий и ответственности. Так федеральные законы определили порядок и источник финансирования муниципальных служащих, порядок установления муниципальных дополнительных льгот жителям поселками и селами, формирование муниципальной собственности поселков и сел, поселковые и сельские льготы, включая налоговые, установления дополнительных льгот жителям муниципалитета поселками и селами, формирования муниципальной собственности районов, установления районами льгот, включая налоговые, федеральный закон установил также районные дотации по приобретение товаров и услуг, районные расходы на материально-техническое обеспечение социально-экономического развития района, районный заказ, районные расходы в форме оплаты натуральных поступлений от предприятий налоговыми зачетами, порядок эксплуатации муниципального районного жилого и нежилого фонда и имущества, дотации и кредиты из поселковых в сельские бюджеты, дотации и кредиты из районных бюджетов, займы в районные бюджеты, дотации и кредиты из городских бюджетов, займы в городские бюджеты.

В настоящее время закон 1991 г. «О местном самоуправлении...» не действует; его в 1995 г. сменил закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», появились другие законы, но в целом практика федеральной регламентации действий местной власти не сократилась ни по направлениям, ни по конкретным вопросам. включая налоговые, порядок установления дополнительных льгот жителям муниципалитета городами, городской муниципальной собственности, городских дотаций на приобретение товаров и услуг.

На местные органы возложена основная часть социальных обязательств государства по реализации права на жилище, в том числе обязанность содержания муниципального жилищного фонда и нежилых помещений.

Ранее законом «О местном самоуправлении в РФ» были установлены обязанности органов местного самоуправления по благоустройству поселков и сел, по благоустройству населенных пунктов за счет районного бюджета, по эксплуатации городского жилищного фонда, нежилого фонда, по благоустройству городов, а также по компенсации затраты на жилищную сферу по требованию органов территориального общественного самоуправления населения.